Свежий номер
Фарфор тонкий и звонкий
В Музее часов открылась выставка «Фарфору белоснежному я пропою виват!». На ней представлены фарфоровые статуэтки, посуда середины прошлого века из музейных фондов.
Экспонаты попали в Ангарск с коллекцией 1969 года, которую Московское отделение Государственного музейного фонда передало в дар музею молодого города. В этом собрании раритетов было 500 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства художников 50-60-х годов XX века. В их числе изделия из фарфора. Неискушённым посетителям выставки, каковыми большинство из нас является, сложно понять и оценить их уникальность. Зато коллекционеры, знатоки фарфора, не скрывали восхищения.
- Это подлинные изделия с авторскими метками. Такие предметы не всегда увидишь в московских музеях, - рассказала коллекционер Марина НАШИРБАНОВА. - Ангарчане должны гордиться, что в городском музее есть уникальные экспонаты в идеальном состоянии. Для частных коллекционеров приобрести такие эстетически потрясающие вещи - заоблачная мечта, которую могут себе позволить только миллиардеры. Некоторые из представленных экспонатов впоследствии были выпущены ограниченными тиражами, но в другом размере, иных цветах росписи, однако их авторские модели присутствуют в ангарской коллекции.
В экспозиции работы известных художников Ленинградского (ЛФЗ), Дмитровского (Вербилки), Дулёвского, Хайтинского фарфоровых заводов.
В их числе Анна ЛЕПОРСКАЯ. Коллекционеры, услышав её имя, мгновенно навостряют уши. Сейчас приобрести её работу - неслыханная удача. Художница была ученицей Казимира МАЛЕВИЧА, принимала участие в создании «Чёрного квадрата», оформляла советские павильоны на всемирных выставках. Работая с фарфором, создавала изящные геометрические формы, предпочитала светлые оттенки. Искусствоведы отмечали её умение «выстраивать мостик между народным искусством, авангардом и классическим фарфором». В коллекции ангарского музея представлены настенные кашпо Анны Лепорской.
Притягивает взгляд скульптура «Киргизка с валенками» Марии ХОЛОДНОЙ. В годы Великой Отечественной художница находилась в эвакуации в Киргизии. Она наблюдала, как местные женщины изготавливали из шерсти тёплые вещи для бойцов на фронте, и задумала запечатлеть их трудовые будни. В хрупком белом фарфоре она отразила печаль девушки. Возможно, на фронте сражается кто-то из её родных - отец, братья, может, она вспоминает любимого. Сдержанные коричнево-чёрные цвета росписи подчёркивают суровое время и печаль героини.
Совершенно иное настроение в сервизе «Страдание» (у него есть ещё одно название - «Свидание»). Роспись выполнил Евгений СМИРНОВ, «мастер колорита и настроения в красках». Он объединил в рисунке народные песенные мотивы и стремительные авангардные линии.
Достойную часть коллекции составляют работы хайтинских мастеров. Портрет Владимира ЧЕРТКОВА, одного из ведущих художников, представлен на выставке. Его изделия декоративно-прикладного искусства украшали областные и всероссийские выставки. Знатоки отмечают, что в его произведениях жизнерадостные краски не затмевали свечение, исходящее от фарфора. Таким уникальным экспонатом является чайник «Богатыри». Это подарок Ангарску на 20-летний юбилей от Усольского района.
Ещё один подарок городу от Усолья-Сибирского - ваза, роспись на которой выполнила на Хайтинском заводе заслуженный художник СССР Раиса АЛЁШИНА. Этот предмет создан в единственном экземпляре.
Организаторы выставки не смогли обойти вниманием продукцию Ангарского керамического завода. В 2020 году ему бы исполнилось 60 лет. Но не сложилось! Предприятие не пережило перестроечные времена. Хотя его декоративные изделия заслуживали внимания. В истории завода был недолгий период существования экспериментального цеха, в котором изготавливали вещи из фарфора. Специально для этого были приглашены мастера, завезли хайтинскую каолиновую глину. Однако дело не получило развития.
Ангарский городской музей просит горожан сообщить, если у них есть редкие фарфоровые вещи, выпущенные в Ангарске.
Ирина БРИТОВА