Свежий номер
В поисках эликсира молодости
Председателю Совета ветеранов Александру Бондарчуку на прошлой неделе исполнилось 60 лет. Тем, кто лично мало знаком с Александром Николаевичем и лишь мельком видел отставного полковника на ангарских улицах в окружении ватаги маленьких ребятишек и молодой жены, эта новость покажется странной. Какие 60 лет, ведь его двое младшеньких ещё только в детский сад ходят? По случаю юбилея мы напросились в гости к большому семейству, затем чтобы отыскать спрятанный в квартире эликсир молодости.
Как известно, у Александра Николаевича шестеро детей. Два старших сына от первого брака - 34-летний Евгений и 29-летний Илья - сегодня живут в Москве и работают в банковской сфере. Кстати, Евгений уже подарил папе первую внучку - Соню. Несмотря на расстояние, со старшими детьми Александр Николаевич поддерживает тесную связь. Не разрывает мужчина дружеских отношений и со своей первой женой.
А за 13 прекрасных лет союза с Анастасией родилось ещё четверо ребят: Коля (11 лет), Саша (10 лет), Миша (5 лет) и Танюшка (4 года).
Усы исчезли вовремя
- Мы только из Черемхово приехали, - рассказывает Александр Николаевич, встречая гостей. - У любимой тёщи гостили. В середине нулевых я, кстати, возглавлял военкомат в Черемхово, но Настю встретил не там и чуть позже. Зато друзей за те годы обрёл очень много! С нынешним мэром Вадимом СЕМЁНОВЫМ до сих пор в хороших отношениях.
Ещё раньше главы семейства корреспондентов в дверях встречают три бойких пацана и одна маленькая принцесса в белом платье.
- Платье Тане папа сам покупал, - улыбается хранительница очага Анастасия.
Эликсир молодости долго искать не пришлось. Его нигде не прячут. Он находится на самом видном месте - центральной стене на кухне.
- К каждому дню рождения детей и жены я выпускаю специальную стенгазету. - Александр Николаевич широко разводит руками, стараясь охватить пространство вокруг периодических изданий собственного сочинения. - В газетах собраны все яркие моменты жизни домочадцев за прошлый год. Мне вот тоже газету обещают сделать, да никак не соберутся.
Вместо стенгазеты по соседству, на стене в прихожей, видим следы недавнего юбилея - самодельные поздравительные открытки от сыновей, дочки и супруги. А чуть выше цветными бумажными буквами выложено: «Спасибо за третьего сына!».
- Это Саша был Мишке счастлив, - говорит Настя. - Сынишке уже 5 лет, а надпись до сих пор, как память, красуется. Это ещё что! У нас в машине четыре года «Спасибо за дочь» не снимается. Таня для Саши была таким долгожданным сокровищем.
- Александр Николаевич, вы сами выросли в многодетной семье?
- Семья у нас была не многодетная. Я рос в 35 километрах от Питера в военном городке. Отец - кадровый офицер. Служил в России и на Кубе до Карибского кризиса. Зато у моей бабушки из Белоруссии, по маминой линии, было пятеро детей и десять внуков. Бабушка была целительницей, снимала порчу и заговоры. И когда вся орава внуков приезжала к ней в деревню на каникулы, она на меня глядела и всё время повторяла: «У Саньки будет много детей». Бабушка оказалась права: из всех внуков я один многодетный.
- Как вы познакомились?
Н.: - Совершенно случайно, на иркутском ж/д вокзале. Я тогда была студенткой и собиралась уезжать домой, чтобы сдавать на права, а Саша провожал на поезд товарища. Мы обедали с подружкой в переполненном кафе, а у нас за столом было свободное место. И тут подходит он, попросил разрешения присесть. Саша был одет по гражданке. О том, что он полковник, я узнала только спустя несколько месяцев. Общая тема для разговора нашлась моментально - Черемхово. Узнав, что я сдаю на права, Саша сразу расправил плечи, предложил посодействовать. Я говорю, мол, не надо, сама справлюсь, всё знаю, а про себя думаю: подозрительный он какой-то - первой встречной помочь предлагает.
А.: - Но я всё равно номер телефона на салфетке написал, на всякий случай, и на этом наша первая встреча завершилась. Потом мы изредка начали переписываться. Она вдруг позвонила, сказала, что сдала теорию, а завтра практика. На следующий день снова звонок - не сдала.
Н.: - Полигон завалило снегом. Было скользко, и меня занесло во время торможения. Я без задней мысли Саше это рассказала, просто поделилась. И не думала даже, что он вправду начнёт что-то предпринимать, тем более я всё ещё не подозревала, что он в прошлом военком Черемхово.
А.: - Узнал у Насти имя инструктора. Звоню местному начальнику ГИБДД, объясняю ситуацию: Палыч, так и так, у меня племянница на права не сдала. Он ещё удивился, дескать, откуда у меня вдруг племянница появилась, но, конечно, помог по старой дружбе. Через неделю Настя пришла к тому же инструктору, ей даже пересдавать не пришлось. Так завязалось наше общение. Мы полтора года дружили, а в августе 2008-го я сделал Насте предложение на Байкале. Встал на колено, как сейчас помню, с дыней в руках. Настя сказала: «Да!».
- Как в голливудских фильмах, хеппи-энд?
А.: - Если бы всё так просто было. У нас большая разница в возрасте, и будущая тёща, когда узнала о таком зрелом женихе, затрубила «караул!». Говорит Насте, мол, вези сюда этого мужика, я ему устрою. Настя мне звонит и плачет, а я её успокаиваю: «Поехали знакомиться, всё будет хорошо».
Н.: - Саша сразу обаял маму своей харизмой. Родители поняли, что он настроен серьёзно и никому не даст меня в обиду.
А.: - А как мы Настю воровали! Тесть с юмором был, говорит: «Дочь у меня одна, копи деньги на выкуп. Много денег надо будет». Я думаю: что же делать? Позвонил друзьям в Черемхово: мэру района, начальнику ФСБ, начальнику УВД, директору ТЭЦ, своему бывшему заму. Была организована целая спецоперация. По легенде в подарок на свадьбу мэр Семёнов отправил Насте холодильник. На самом деле в пустой коробке из-под холодильника от самого Ангарска ехал я. В Черемхово среди встречающих во время выкупа невесты были мои люди, которых я проинструктировал. Они занесли коробку прямиком на веранду. Всё шло по маслу. Когда родня невесты вышла за ворота, я перочинным ножиком проложил себе путь на волю. Пошёл искать Настю, но вместо неё нарвался на задержавшуюся в доме родственницу, та подняла крик. Из-за неё похищение сорвалось, выкуп всё-таки пришлось платить, но тесть был под впечатлением от авантюры, и я отделался малой кровью.
- Правда, что свои знаменитые усы вы случайно сбрили за несколько месяцев до знакомства с будущей женой и с тех пор их больше не отращивали?
А.: - Усы я начал отращивать ещё будучи курсантом. Носил их, не сбривая, больше двадцати лет. Но в один раз, когда их подравнивал, дрогнула рука. Тогда решил их полностью сбрить, а через пару месяцев, и правда, случилась та встреча на вокзале.
Н.: - Рассматривая старые Сашины фотоальбомы, я ему до сих пор в шутку говорю, что, если бы он на вокзале был с усами, я бы на него даже не взглянула.
Всему виной мужская хромосома
- Папа воспитывает мальчишек в солдатской дисциплине?
А.: - У нас порядки далеко не казарменные, но дисциплина, конечно, быть должна. Пацаны не сидят без дела и, если надо, всегда помогают. На даче они уже и картошку садят, и морковку. Я как-то краем уха услышал философский разговор сыновей во время хлопот в огороде: «Вот не было бы нас у папы, пошёл бы он в магазин и накупил бы себе картошки, а так ему приходится её каждый год садить, чтобы нам было чем заниматься». Ну и, конечно, дети приучены к спорту. В квартире у нас оборудован спортивный уголок, а на даче я сварил целую полосу препятствий - с турниками, рукоходами и канатом. Пацаны лазят, подтягиваются, и я вместе с ними - надо же пример подавать. Сейчас Коля довольно серьёзно занимается плаванием - перед Новым годом занял первое место по округу на 400-метровке. Санька седьмой год ходит в цирковую студию в «Энергетике». Вначале был воздушным гимнастом, а сейчас переключился на эквилибристику, уже на пяти катушках умеет стоять. Он полстраны объездил: то в Хабаровске первое место займёт, то в Сочи третье. Мишка вслед за старшим братом тоже акробатикой занялся. Тренер говорит, перспективный парень. Уже и Таня с сентября начала в «Энергетике» акробатикой заниматься. Так что все при деле.
- Наверняка до сих пор в подробностях помните момент, когда узнали, что после стольких пацанов у вас будет девочка?
Н.: - Каждую беременность до УЗИ Саша был уверен, что будет девочка.
А.: - Когда родился Мишка, Настя констатировала, что у меня в организме живёт только мужская хромосома. О своей хромосоме я даже стихотворение написал.
Н.: - А этот момент отлично помним. На УЗИ мы всегда ходили вместе. Я уже всех настроила, что снова будет мальчик, и Саша с маленьким Мишей на руках стоял возле доктора в готовности услышать очередную новость о сыне. И тут врач к нему поворачивается и говорит: «Ну что, отмучился. Девочка у тебя».
- В воспитании Тани пришлось перестраиваться?
А.: - С мальчишками, конечно, проще. Девочки - это совершенно другой мир. Где-то нужно уступать. Балую свою принцессу.
Н.: - И всегда защищаешь. Стоит только Тане заикнуться, если что-то происходит не по её воле, Саша залетает в комнату и ставит всех по стойке смирно. А по утрам Таня сама не встаёт - ждёт, когда папа зайдёт в комнату, обнимет и достанет из кроватки.
А.: - Кстати, Мишка младшую сестру тоже опекает. Одевает её, даже ногти красит, а в садике после еды губы салфеткой Тане вытирает.
- Главе семейства приходится брать все домашние хлопоты в свои руки?
А.: - Когда мы провожали маму на учёбу в Кемерово (Анастасия преподаёт в техникуме, а в прошлом году вышла во Всероссийский финал чемпионата рабочих профессий Worldskills), её не было две недели. И за это время я отчётливо понял, что такое женский труд в многодетной семье и как тяжело он даётся.
Н.: - На самом деле у нас с Сашей нет разделения домашних обязанностей. Он всегда меня выручает. А его гороховый суп и курицу с картошкой все домочадцы за обе щеки уплетают.
Зимний дворец брал 36 раз
- Знаю, вы каждое лето семьёй отправляетесь в автомобильное путешествие через всю Россию.
А.: - Только в прошлом году из-за пандемии дома остались. А так да. Загружаемся в наш двенадцатиместный автобус - и почесали. Едем по одному маршруту. Вначале к родственникам, которые под Питером живут. Причём объезжаем мимо Москвы по северу, через Вологду. Там каждый раз встречаем указатели на Великий Устюг, и ребятишки хорошо знают, где обитает Дед Мороз. Погостив в Ленинградской области, направляемся в Белоруссию, на историческую родину моего отца, под Могилёв. Объезжаем все здешние деревни, по которым тоже разбросано много родни. Обязательно заворачиваем в древний город Мстиславль - там в старинном мужском монастыре меня когда-то крестили. Затем на Чёрное море, обычно в Анапу. Домой возвращаемся уже по югу: через Сызрань, Самару, Волгоград. Родину-мать дети тоже видели. По всем городам и весям у меня раскиданы товарищи, с которыми вместе учился или служил. Часто настаивают, чтобы у них остановились. Поэтому путешествие выходит долгим. В Ангарск оборачиваемся за месяц-полтора. А до Анапы только один раз не добрались, в 2014 году. Пока ехали, брат оттуда звонит: «Разворачивайтесь - море зацвело». Но мы с Настей тогда решили в Крым махнуть - никогда там не были. Возле Феодосии нас уже ждал человек с домиком. Затык произошёл в порту. Дежурный тормозит, дескать, автобус - грузовой транспорт, не можем вас на паром посадить. Настя уже успела расстроиться, но я не сдавался. Говорю: «Командир, неужели никак? С Байкала едем». Слово за слово, выяснилось, что мы с дежурным в одно и то же время служили лейтенантами в одной дивизии на Дальнем Востоке. В итоге на паром нас посадили и даже денег не взяли.
- Не тяжело с маленькими детьми за тысячи километров да по российским дорогам?
Н.: - Детям нравится это большое приключение. Мы ездили, даже когда Кольке было два с половиной года, а Сашке полтора. Таня вообще десятимесячной по стране колесила.
А.: - Мы никуда не спешим. Каждый день пути у нас запланирована одна остановка на три часа. С собой у нас всегда тушёнка и овощи, вкусности закупаем по дороге. Пока Настя готовит на полевой кухне, я бегаю с детьми - запускаем воздушных змеев. В автобусе у ребятишек телевизор с мультиками. Так что им - одно веселье.
Н.: - Конечно, попадали и в переделки. Пробитые на трассе колёса - обычное дело, но на дороге всегда кто-нибудь выручит. Первое время возили с собой травматическое оружие - мало ли что. Но сейчас уже не берём.
А.: - У нас ещё мечта к Японскому морю съездить. Морская вода вообще для детей полезна. В детском саду Мишка и Таня болеют реже всех (тут глава семейства постучал по столу), и воспитатели приглашают делиться опытом с другими родителями. Я на слайдах рассказываю и про море, и про закаливание, и про санки зимой, и про зарядку по утрам. Детям нельзя давать раскисать от лени. Когда мы приезжаем в Питер, автомобилем вообще не пользуемся. Только метро и ноги, чтобы своими ножками всю историю города обошли и прочувствовали. Обязательно добираемся до станции метро «Петроградская», на которой находится моё военное училище, а напротив - киностудия «Ленфильм». Я всегда захожу в кафе неподалёку на чашечку кофе и заодно шутливо спрашиваю у официанта: «Фёдор Сергеевич был?», а мне в ответ: «15 минут как ушёл» (речь об однофамильце Александра Николаевича - режиссёре Фёдоре БОНДАРЧУКЕ). А у его отца, Сергея Фёдоровича, я один раз в массовке засветился.
- Ого!
А.: - Фильм «Красные колокола» 1981 года. Я ещё курсантом был. В массовке снимались практически все военные училища города. Съёмки длились три месяца. Мы и Ленина встречали на Финляндском вокзале, а у штурма Зимнего дворца было целых 36 дублей. Вот и получается, что я Зимний 36 раз брал. Потом успел сыграть ещё одну эпизодическую роль - у Элема КЛИМОВА в картине «Иди и смотри». Наверное, видели. Это очень тяжёлый военный фильм про события в Белоруссии. Я играл немецкого обер-лейтенанта.
- Вы военный в четвёртом поколении. У вас есть пунктик, чтобы хотя бы один из ваших сыновей пошёл офицерской дорогой?
А.: - Для меня это непринципиально. Главное, чтобы выросли достойными людьми. Конечно, мальчишки, пока маленькие, говорят: «Папа, мы хотим быть, как ты». Но как сложится жизнь, никто не знает.
Н.: - Не удивлюсь, если из всех детей именно Таня в военные пойдёт.
А.: - Я и сам ещё пешком под стол ходил, а уже отцовскую форму примерял. Между тем отец не горел желанием, чтобы я продолжал военную династию, потому что сам службы хлебнул. Я окончил школу в 16, а в военное училище брали с 17 лет. Поэтому поступил в Ленинградский политех. Отца это полностью устраивало. Но когда подошло время призыва, я втихаря от родителей перевёлся на вечернее, чтобы не было отсрочки. Обнаружив в почтовом ящике повестку, отец осерчал, что я с ним не посоветовался… Спустя много лет папа мне рассказал: это он постарался, чтобы срочную службу я проходил в Таджикистане - так он решил меня проучить и заодно закалить. Потом отец, конечно, гордился, что его сын - офицер. Особенно его брала гордость, что я выбрал служить на Дальнем Востоке, а не в более сытых частях ГДР или Чехословакии.
- Александр Николаевич, вот вам стукнуло шестьдесят. Ощущаете себя на свой возраст?
- Ужас. Даже не верится. Совсем себя на эти годы не ощущаю. Дети не дают. Каждый год, когда с одноклассниками встречаемся, разница сразу видна. У моих сверстников внукам столько же лет, сколь моим детям. Да и у самих животы уже висят - я против них пацан. О возрасте слышу, только когда Настя детям говорит, мол, прекратите папу гонять, не забывайте, что он уже не мальчик. А я ведь и сам забываю.
НЕПРИДУМАННАЯ ИСТОРИЯ
Постоишь рядом с Бондарчуком - забеременеешь
- Не стало Анатолия Алексеевича БОРИНСКОГО. Большая потеря. Мы с ним дружили много лет, - вспоминает Александр Николаевич. - Помню один случай. Журналистка «АКТИСа» приехала в военкомат снимать сюжет про денежное дерево, за которым я давно ухаживал. Оно тогда расцвело, что очень редко случается. Причём расцвело в мой день рождения. Так после тех съёмок Анатолий Алексеевич ко мне журналисток больше не отправлял - та девушка взяла листочек с дерева и вскоре ушла в декрет. Ко мне до сих пор за листочками обращаются, если у пары забеременеть не получается. И очень часто действительно помогает. Правда, после рождения Тани я шутя предупреждаю: «У меня мальчики закончились - только девочки остались». Знаю и о легенде, которая про меня ходит среди женщин, мол, просто постой рядом с Бондарчуком - и забеременеешь.