Директор автоколонны

На аккаунт Дмитрия Кабакова в Инстаграме мы наткнулись случайно. Глаз зацепился за надпись под фото: «Ангарское пассажирское автохозяйство Иркутского автоуправления» (так ангарское автотранспортное предприятие именовалось с 1965-го по 1968 год). На самой фотографии «шеренга» из стареньких пазиков, ЛАЗов и относительно новых «Икарусов».
Только вот что это за площадка, где стоят ангарские раритеты общественного транспорта? На автостанцию непохоже… Так ведь это… столешница! Дмитрий собирает и коллекционирует масштабные модели автобусов и грузовиков, когда-либо курсировавших по дорогам Ангарска.

Шофёрская родословная
К нам в редакцию Дмитрий прибыл на своих двоих, но с целым автопарком, бережно упакованным в большой коробке.
- Это лишь часть автобусов, - рассказывает коллекционер, столь аккуратно извлекая экспонаты, будто нянчит детей на руках. - Модели из пластика или металла, но очень хрупкие. Одно неловкое движение - и что-нибудь поломается.
Страсть к автомоделизму проснулась в молодом парне неожиданно. В конце 2019 года на глаза попался журнал «Легендарные грузовики СССР», а буквально через пару недель вышла журнальная серия «Наши автобусы». Дмитрий выписал несколько моделей по почте, и понеслось.
- Хотя, если задуматься, в этом нет ничего удивительного, - размышляет 24-летний ангарчанин. - Пусть сам я работаю поваром в ресторане, но родословная у меня шофёрская. Прадед был завгаром на автобазе №8, дедушка трудился водителем на ЗИЛах, дядя тоже много лет работал за рулём.
В азарте за один только прошлый год Дмитрий собрал 19 автобусов и 13 ЗИЛов разных вариаций. Есть в его автоколонне ГАЗы, МАЗы, КрАЗы, а также представители других автозаводов бывшего СССР. Точного числа собранных моделей Дима уже и не вспомнит. В основном экземпляры в масштабе 1 к 43. Автопарк уже занимает приличное место в квартире, но домочадцы к увлечению Дмитрия относятся спокойно. Младший брат и вовсе ждёт, когда же старшой принесёт домой новую модель. Молодой человек признаётся: в детстве в СЮТ не ходил, и азы моделирования ангарский Кулибин сегодня постигает методом проб и ошибок.
- Ещё не всегда получается, но я стараюсь держать планку, - говорит мой собеседник. - Благо сейчас в интернете хватает групп по автомоделизму, в которых старшие товарищи всегда подскажут, как доработать модель, чтобы было максимально достоверно. Ищу ретрофото и видео в интернете, у родителей в альбомах смотрю, как выглядели автомобили прежних лет. Дорабатывать существующие модели - самое интересное во всём процессе. Именно поэтому я охотнее берусь за автобусы, чем за грузовики. На автобусах можно больше разгуляться.
В моём сериале главные роли будут у автобусов
Первенец в автопарке Дмитрия - бело-голубой ЛАЗ-699. Такие начинали ездить по советским дорогам ещё в середине 1960-х. Свой первый экземпляр моделист дорабатывает уже по второму кругу: недавно закончил модернизировать водительское место, а к аптечке добавил компостер для билетов.
Второе детище ангарчанина, ПАЗ-3205, детализовано ещё больше. Дмитрий украсил салон шторами, поменял номера и обустроил водительское место. Теперь под рукой у шофёра есть магнитола, пачка сигарет, стопки монет, свежий номер газеты. А помните, что двигатель в салоне старого пазика сверху часто накрывали одеялом? В автобусе Дмитрия реализовано даже это.
Ангарчанин старается собирать только те модели, которые ездили по улицам нашего города. Несмотря на возраст, многие прототипы своего автопарка Дмитрий видел собственными глазами.
- «Икарусы», конечно, застал. В нулевых они ездили по городу уже на последнем издыхании, - говорит моделист. - «Гармошку» отлично помню («Икарус»-гармошка Дмитрия едет по маршруту № 105 «Ангарск - Савватеевка»). А на таком ПАЗ-672М ездил ещё мой прадед. А вот это знаменитый ЛиАЗ-677М, он же скотовоз, он же луноход. Кто хоть раз слышал бутылочный звук его мотора, тот уже не забудет. К сожалению, до сих пор встречал в каталогах только бумажные модели современного ПАЗа «Аврора», которые сегодня возят ангарчан. С бумагой работать значительно сложнее, и дальше корпуса у меня пока не пошло.
Нашей газете Дмитрий признался: суммарная стоимость его коллекции на интернет-аукционах уже может превышать сто тысяч рублей. Только продавать её парень не собирается.
- Хочу снять собственный сериал, - раскрывает планы Дима. - В Ютубе ребята уже сняли похожий фильм про дальнобойщиков. В моём сериале главные роли будут у автобусов.
Максим ГОРБАЧЁВ