Единственная, родная, любимая…

Старожилы утверждают, что она старше, но документального подтверждения тому нет. Краевед, педагог дополнительного образования Галина КУТЯВИНА первое упоминание о школе нашла в архиве Усольского района. Это был паспорт, оформленный в 1930 году на учебное здание начальной лесозаводской школы № 56.

В школе кормили кроликов
- В 30-х годах прошлого столетия в школе училось более 300 человек - дети железнодорожников и работников трёх лесопильных заводов. Классы большие, по 50 человек. Не у всех учителей было педагогическое образование, - рассказывает Галина Владимировна.
Подтверждение тому - документ 1937 года о результатах аттестации учителей. Вот что было написано о заведующей школой, учительнице 1-х и 2-х классов Лидии БЫКОВОЙ. «Окончила иркутскую девятилетку с педуклоном Восточно-Сибирской области в 1920 году. За время работы прослушала ряд месячных педкурсов по повышению квалификации. Общее развитие достаточное. Классом владеет. Работает ровно и спокойно. В основных политических вопросах разбирается. Читает газеты и журналы».
Какими были дети? В документе сказано: «имеют опрятный вид и дисциплинированы».
Нынешний номер и прописку в Ангарском районе школа получила в 1951 году. Тогда же обучение продлили до семи, а в 1960-м до восьми лет.
В те годы согласно закону Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью» детей обучали не только математике, литературе, географии, но и прогрессивным методам ведения хозяйства. Все ученики работали на пришкольном участке, выращивали различные культуры. 2-й класс - бобовые, 3-й - корнеплоды, 4-й - капусту, 5-й - помидоры и огурцы, 6-й - ячмень, картофель, семиклассники ухаживали за кроликами. Выращенную продукцию сдавали в школьную столовую.
Главным помощником во всех начинаниях школы стало производственное объединение «Китойлес». Каждому классу назначали шефов - один из цехов предприятия. Есть шефы - нет проблем с поездками на экскурсии, в цирк, театр. Вместе с вожатыми-производственниками ребята ходили в походы, занимались тимуровскими делами, собирали металлолом.
С 1983 года открыли 9-10-е классы, школа стала средней общеобразовательной.
Шли устраивать революцию
Но не всё шло гладко. В годы перестройки школа пережила глубокий кризис. Руководители менялись один за другим. Дело дошло до того, что образовательное учреждение планировали закрыть, а детей распределить по городским школам. Но всё же в гороно предприняли последнюю попытку - направили десант опытных, инициативных педагогов. В их числе была нынешний директор Татьяна ДЕМИДОВА.
- Мы зашли в школу 1 февраля 1991 года. В коридорах холодно. Дети сидели на подоконниках в куртках, шапках, обиженные, насупившиеся, смотрели на нас недоверчиво. На работе оставались самые преданные кадры, - рассказывает Татьяна Анатольевна. - Мы шли устраивать революцию, и со 2 февраля жизнь изменилась. После уроков взялись за уборку, до трёх часов ночи выносили хлам, отмывали, приводили в порядок классы, коридоры, потом отремонтировали отопление, поставили на подоконники цветы. Школа преображалась, в ней стало уютнее. Дети и родители поняли, что новая команда приехала не закрывать, а возрождать, и потянулись к нам, стали помогать. Мы разглядели, что люди здесь замечательные. Дети отличаются от городских, у них более патриархальное воспитание, они отзывчивее, добрее.
Я поняла: слухи о том, что на окраине живут неблагополучные семьи и недалёкие дети, несправедливы. Но развеять их можно только делом. Мы основательно готовили наших ребят к участию в конкурсах, олимпиадах. Их победы поначалу вызывали удивление у городских участников, а потом ничего, привыкли.
Через семь лет Татьяна Демидова стала директором и уже 22 года бессменно руководит образовательным учреждением. В числе её главных заслуг - работоспособный, творческий, крепкий коллектив, в котором много молодёжи, мужчин-педагогов и только три человека пенсионного возраста. Среди педагогов немало выпускников школы.
Снимаем свой «Голубой огонёк»
За плечами учителя химии и завуча по воспитательной работе Анны СЕРГЕЕВОЙ 20 лет педагогического стажа.
- Мне мою школу не с чем сравнивать, - говорит она. - Она для меня единственная, родная, любимая.
Кстати, заместителем директора её назначили через три года после окончания пединститута.
- Воспитательную работу выстраиваем по общепринятым направлениям: культурное, интеллектуальное, нравственное, социальное, патриотическое. В планировании, организации и проведении мероприятий нам помогают родители. Большинство из них - выпускники китойской школы, они помнят, за какой партой сидели, своих учителей, одноклассников. Охотно принимают участие в конкурсах на самые читающие и спортивные семьи. К юбилею школы мы объявили конкурс эссе для родителей и детей: «Моя школа», «Мой любимый учитель», «Мой любимый предмет». У каждого поколения свой взгляд на образование, но есть и то, что их объединяет.
Я попала в школу в предновогодние дни. В коридорах и в актовом зале - предпраздничная суматоха, играла музыка, сновали ученики в карнавальных костюмах.
- Готовимся к празднику, снимаем «Голубой огонёк». Каждый номер записываем отдельно, потом объединим их в большой концерт. Ссылку в соцсетях сбросим родителям и детям. В новогодние праздники вместе с программами центрального телевидения они будут смотреть на артистов из нашей школы, - пояснила Анна Сергеевна и с гордостью добавила: - Условия для работы после переезда в новое здание у нас замечательные. Есть актовый, хореографический залы, телестудия, краеведческий музей, два спортивных и тренажёрный залы.
Моё профессиональное счастье
Из старой школы в новую перевезли самое важное - атмосферу гостеприимства и доброжелательности.
- Новая школа - моё профессиональное счастье. Для меня каждая царапина как ножом по сердцу. Я по характеру педант. Утром пройду по этажам, отмечу каждую мелочь. Ссадина на стене - непорядок: срочно подремонтировать, подкрасить. Интерьер должен воспитывать. В чистой, аккуратной школе дисциплина строже, дети спокойнее, - отмечает Татьяна Демидова.
По проекту здание рассчитано на 725 учащихся. Сейчас в нём обучаются 670 ребят. Новые ученики прибывают, а свои переходить в другие школы не очень-то хотят, даже если родители переезжают в другой район города. Мне рассказали о ребятах, которые добирались в Китой из дальних садоводств, Нового-4, вставали в пять утра, ехали с пересадками, но на первый урок являлись без опозданий.
- В начале работы у нас было огромное желание изменить отношение к китойской школе. Это получилось. Теперь мы реализуем новые проекты и на семинары к нам приезжают специалисты даже из Центробанка России, - сообщила Татьяна Анатольевна.
Речь идёт о программе финансовой грамотности в профильных 10-11-х классах. Проект реализуют совместно с социальными партнёрами: Фондом социального страхования, Пенсионным фондом, Сбербанком России, ИФНС. Задача - научить молодёжь ориентироваться в финансовых направлениях современной жизни: как правильно взять кредит, ипотеку, как не стать жертвой мошенников, ориентироваться в программах страхования и на рынке ценных бумаг.
В школе смело берутся за новые проекты, потому что уверены в своих педагогах и учениках. И они постоянно подтверждают свою успешность.
9 декабря состоялось награждение участников третьего регионального профессионального конкурса учителей информатики «Цифровой ринг - 2020». В нём приняли участие 123 педагога из 102 образовательных учреждений Иркутской области. Первое место у педагога китойской школы №11 Татьяны ГУБКИНОЙ.
В образовательном учреждении много планов, идей. О их реализации мы ещё расскажем. Впереди у нас много времени - школе всего 90!
Ирина БРИТОВА