Свежий номер
ПОДЕЛИТЬСЯ С ГОРОДОМ СВОИМ НАСЛЕДСТВОМ
Анатолий ОСАУЛЕНКО ради скульптуры и поэзии забросил музыку
Его узнают на улице. По своеобразной походке, по клюке из замысловатой коряги, по развевающимся седым кудрям. Анатолий Осауленко - человек без возраста: кажется, он не менялся как минимум двадцать последних лет.
- Мне девятый десяток (своего года рождения герой так и не называет). Но «туда» мне не пора: я еще хочу и способен любить. Любить жизнь! И в этом я дам фору молодым. Стареет тело, душа остается молодой.
По статусу Осауленко - ветеран Великой Отечественной.
Ранение получил в 1941-м, во время высадки фашистского десанта в Кременчуге - пулю в бедро.
- Я тогда был еще дошкольником. И почти десяток лет скитался по госпиталям, меня даже трижды переводили в палату для умирающих. И выходили наконец - в 1952 году, после личного обращения двух сочувствующих товарищей к самому Сталину: мол, не желают лечить сына погибшего в 1943 году героя войны.
Но сустава будущий скульптор таки лишился, что не мешает ему и теперь передвигаться с потрясающей быстротой. - Я не люблю одиночества.
Не чураюсь общения. Хотя бы вот в кругу литобъединения.
А вы знали, что известный скульптор - еще и поэт, даже сборник издавший? По отзывам профессионалов, в поэзии он чрезвычайно свободен, игнорирует любые каноны и ограничения.
- Ради скульптуры и поэзии я бросил музыку - не смог служить трем музам сразу. А сюда, между прочим, приехал с баяном и немаленьким чемоданом стихов.
Но основное в жизни - всё же скульптура. Мастерскую Анатолия Кузьмича трудно назвать удобной или уютной - так, магазинная подсобка в обычной хрущобе.
- Ее однажды воры приняли за магазин, сбили замок, выбили внутреннюю дверь, а там оказался проход, заложенный кирпичом. Тогда унесли что могли - 16 работ. Думали, видно, что металл, а оказалось -гипс. Их впоследствии всё же поймали, и мне вернули четыре работы, хоть и разбитые.
Одна из вернувшихся работ -Иисус Сопереживающий, модель, предназначавшаяся на конкурс для установки у ангарского храма, но так и не получившая исполнения в бронзе.
Любовно склеенный, Сын Божий ненавязчиво соседствует с бюстами Карла Маркса и Ленина, Чернышевским и декабристами.
- Мой памятник декабристам на Московской первоначально моделировался в двух композициях - вертикальной и горизонтальной. Рецензенты -среди них профессор ГОРЛЫЧ, автор памятника Ленину
на площади, - рекомендовали горизонтальный вариант: мол, здесь же они не стояли, а шли.
Всего этим трактом прошел 101 человек. Образы на памятнике почти портретны. Искалечили его при ремонте площади, поэтому сейчас вместо босых ног в кандалах строителями прилеплены какие-то ласты… Тема декабристов в мастерской представлена несколькими моделями - в частности, и памятником пятерым повешенным. Работы участвовали во множестве выставок (первая состоялась в 1967 году) и… оставлены пылиться в мастерской скульптора. А всего из
мастерской и с выставок украдено 38 работ. Одну просто прибрал с собой парнишка, помогавший грузить скульптуры после выставки в городском музее. С одной стороны, досадный инцидент, с другой -согласитесь, «народное признание».
- «Художника каждый обидеть может» - справедливое выражение? - спрашиваю я.
- Вполне. Буквально есть не дают. Ангарск много потерял при капитализме, не включив себя в число тех, кто получает от меценатов. Вот, скажем, Петра и Февронию, что у храма, профинансировал всероссийский фонд. Сейчас вот обсуждают «народный проект» памятника первостроителям. Меня пригласили в худсовет по поводу этого проекта. Я бы как скульптор сделал иначе. На мой взгляд, памятник должен быть именно строителям.
И вообще, морально этот край могут поднять идеи декабристов и воинов 1943 года, отстоявших Москву.
Кстати, в Ангарске аж два памятника Дзержинскому работы Осауленко: один в «квартале» у здания УВД, другой -скрыт за дверями ФСБ. А всего в городе 10 памятников работы скульптора, включая двух Героев Труда на АЭХК, где и работал при советской власти Анатолий Кузьмич. - «Союз нерушимый» - это не мое, я в проекте числился лишь как консультант, автор -архитектор АФАНАСЬЕВ, а я за консультации получил 72 рубля… А вот эмблема на Дворце творчества - моя, и Карл Маркс на ТЭЦ-1, и Мальчиш-Кибальчиш в «Юбилейном».
Еще один из любимых героев Осауленко - драматург ВАМПИЛОВ, его скульптурные портреты опять же занимали призовые места на выставках и… вернулись в мастерскую.
- Мне в «меценаты» дали Союз писателей Иркутска, которому не на что брошюрку напечатать, не то что профинансировать памятник Вампилову в Ангарске… Есть идея памятника Валентину РАСПУТИНУ, да идей множество - платить некому. И главная идея - я даже подал заявление на прием к ПЕТРОВУ - создать в городе музей скульптуры. Чтобы не пропало всё это даром, чтоб, если меня черти хватят, было кому и на чем поучиться. Настало время поделиться с городом своим наследством.
«Черти хватят» скульптора совсем не скоро, судя по его энергии и светлому рассудку. Но той жизни, что была при советской власти под крылом НОВОКШЕНОВА (тогда «квартальские» художники получали 200 рублей в месяц против 120 «городских»), уже не будет. Зато будут новые и новые идеи, и кудлатый старик с клюкой будет обивать пороги высоких кабинетов, чтобы добавить городу наследства. И -возможно - пробьет еще стену, поставленную между идеями и их воплощением «меценатами» времен капитализма.
Беседовал Сергей ЗИННЕР
Фото автора
№14 (1053), 15 ФЕВРАЛЯ 2017