«Ангарск - это не только куранты»

Каждый год 30 мая… Нет, Алексей ШАПЕНКОВ и Филипп НАЗАРОВ созваниваются не для того, чтобы, как герои советского кино, сходить в баню. Они встречают новый год жизни города. Неважно, на какой день назначены официальные торжества и фейерверк, у них свой праздник и своё видение истории города, которая воплотилась в видеопроект. Авторы сняли первые пять серий, но названия ему пока не придумали. Работают под условным именем «Ангарские хроники» и не скрывают, что идейным вдохновителем для них до сих пор остаётся Евгений КОНСТАНТИНОВ, который не успел показать и рассказать всё, что знал об Ангарске - о его улочках, парках, кварталах и микрорайонах.

Новый формат
Авторы проекта, живущего пока на страницах социальных сетей, искренне удивились, узнав о нашей затее рассказать городу о «новых хрониках», ведь снимают для себя, монтируют на телефоне и тут же выдают в эфир. Живо, правдиво и от души.
- Это новый формат и новые технологии. «Ангарские хроники» основывались на исторических кадрах, старой нецифровой продукции. А наш проект - это Ангарск в цифре, с использованием соцсетей. Скорее всего, это будет такой инстаграм-сериал, который можно загрузить IGTV, - рассказывает Филипп. - Названия нет, может, и так и остановимся на «Ангарских хрониках». Посмотрим. А стратегия есть. В год 70-летия города хочется максимально погрузиться в прошлое, быть может, встретиться с людьми, послушать их истории.
Первые минутные ролики появились в сети 15 октября. Дата для Ангарска символическая: в этот день десант Ярополова высадился на месте будущего города.  Следующие четыре серии зрителю представили в этот же день. Съёмочная группа признаётся, что этот шаг был ошибкой: материал нужно выдавать порционно.
- Решили, что нужно делать один ролик в неделю. Но 15 октября всё так сложилось, мистика числа сыграла - показали всё сразу. В каждом сюжете 15 октября проигралось по-своему. Трудно избавиться от телевизионной привычки бить «актуалочкой», - шутит Алексей. - Сейчас есть предложение каждую неделю в определённый день выпускать серию. Хотим, чтобы в следующем ролике картинка отличалась от пяти предыдущих, поэтому ждём снега.
Без обид
- Филипп, не обидно, что в кадре тебя нет, поэтому зритель считает, что это проект Алексея?
- Для любого телевизионного продукта это норма. Спросите, например, у Паши ЕЛЬКИНА, обидно ли ему работать с ПАРФЁНОВЫМ. У каждого своя задача - он делает то, что умеет. Лёха хорошо работает в кадре. У меня хорошо получается его вовремя останавливать и показывать, когда нужно закругляться, а когда можно потянуть мысль, - рассказывает Филипп.
- Кстати, у нас с Филиппом есть история - мы вместе работали на иркутских «Вестях» и делали сюжет об ангарских курантах. Были на экскурсии, смотрели, как устроен этот механизм. Потом, когда монтировали, нашли подходящую музыку - и получился не по-новостийному добрый и тёплый сюжет. И тогда Филипп был за кадром, но это нисколько не уменьшило его роли в создании материала. Если мы найдём тему, которая больше подойдёт Филиппу, то я с удовольствием уступлю ему место ведущего, - добавляет Алексей.
Умению договариваться авторы неназванного проекта только учатся. Тихий и скромный Филипп признаётся, что переспорить шумного и эмоционального коллегу иногда не получается.
 - Один эпизод с улицей Московской так и вышел в спорном варианте, мы не смогли прийти к единому мнению. Сложно было убедить Лёху, что не стали бы люди загибать четыре рельса во всей стране, чтобы «выпендриться» и сделать то, что сделали, - объясняет Филипп.
Сами себе спонсоры
У ребят нет поддержки в виде субсидий и грантов. Есть доход от другого бизнеса, эти средства и вкладывают в производство исторического интернет-сериала.
- Я сегодня предложил Филиппу финансовую интеграцию - сотрудничество с компаниями-перевозчиками, транспорт которых курсирует по маршруту «Иркутск - Ангарск». Кроме того что это полезно, это ещё и патриотично, ведь деньги всегда остаются в Ангарске. Едешь в Иркутск - отдаёшь деньги при входе, обратно - при выходе в Ангарске. Логично и с юмором, - не устаёт шутить Алексей. - На самом деле, если мы скажем, что сразу откажемся от поддержки крупного предприятия, то, конечно, соврём. Пусть сначала позвонят, а потом мы подумаем. Если это интересно, если это касается истории города, почему бы не согласиться рассказать? Наши комбинаты - это тоже наша жизнь. Ангарск - это не только куранты. Посмотрел у ПИВОВАРОВА выпуск про ангарского маньяка. Там город показан серым, депрессивным и унылым. У нас другой взгляд. Я знаю Ангарск с разных сторон, меня здесь били, но меня и любили. Всё зависит от отношения к своему городу. И новый проект - это отражение нашего Ангарска.
- У меня нет такого места, которое бы ассоциировалось с Ангарском. В каждом кусочке есть то, что нравится. Это и площадь 9 Мая, где мне маленькому Иван Никитович ПУРАС подарил значок, который я до сих пор храню, и парк Строителей, где был деревянный городок с огромными металлическими цепями. Это и «Родина» с танками и пушками, парк с башенками за «Современником». Ангарск - он целый и неделимый, очень компактный, уравновешенный, - делится воспоминаниями Филипп. - Наш проект - послание самим себе. Нужно помнить, откуда мы пошли, любить свой город, несмотря на какие-то коллизии. История настолько часто меняется, но у каждого она своя. Мы хотим рассказать об ощущениях той истории, современниками которой мы являемся. Мы будем отмечать юбилей Ангарска, и чтобы он не запомнился нам только фейерверком и танцами на стадионе, а чтобы было осознание сопричастности к происходящему.
Хочется, чтобы часы работали как часы
- А ещё мы договорились, что проект этот будет без политики, - объясняет Алексей. - Ты спрашивала, спорим ли мы во время съёмок. Так вот, мы решили, что в кадре никаких споров о том, как развивался или развивается город, никаких оценочных суждений у нас не будет, - отмечает Алексей. - Я вижу позитив - есть набережная. Да, можно искать подводные камни, недочёты, но, как ни крути, она есть. Хочется, чтобы был реализован проект на острове Большой, чтобы был построен мост. Единственное, что мне не нравится - проблема с городскими курантами. Хочется, как бы это странно ни звучало, чтобы часы работали как часы. Мне приятно слышать мелодию, но хочется ещё и время узнавать. Это имиджевая составляющая, визитная карточка города.
- За последние лет двадцать Ангарск сильно преобразился, ещё с приходом Евгения КАНУХИНА, когда власти вспомнили о фасадной части города и начали её приводить в порядок. Город развивается, и те посылы, которые были в 1970-80 годы в генплане, они так или иначе реализуются шаг за шагом. Был объявлен конкурс проектов, и из них собрали всё самое лучшее. То, что происходит, - это хорошо. Насколько быстро и радикально - к этому можно по-разному относиться, но то, что в городе нет застоя, это сто процентов. Ждём открытия второй полосы Ленинградского проспекта, и, думаю, что года через два никто и не вспомнит, каким он был. Как никто не помнит период, когда была бетонка. Мало кто знает, почему выкопали единственный подземный переход. Мы, кстати, сделаем о нём отдельную серию. На самом деле интересная история - почему он вообще там появился. В советское время там могли проехать пара автобусов автоколонны и машина председателя горисполкома, и всё, а ведь там ещё и пост ГАИ был. Соберём информацию, покажем и расскажем, - анонсирует Филипп.
Проект памяти Жени
На протяжении всего интервью красной нитью тянулась одна мысль, которую почти в самом конце решились озвучить: это проект памяти Жени. Журналист Евгений Константинов скрупулёзно собирал историю по крупицам. Его фото- и видеоархив сейчас хранятся у Филиппа дома.
- Материала много. Видео практически все оцифровано. Проект живёт, есть сайт «Ангарские хроники», фото я постепенно оцифровываю и выгружаю. Это настоящие исторические кадры, которые показывают нам то, что мы увидеть больше не сможем. Раньше, до наводнения 1963 года, пойма была полностью застроена. Мы же знаем, что город на треть - это болото. Знаменитый «пентагон» построен по берегу болота, а то, что сейчас многоуровневый двор - это бывший водоём, в котором люди рыбачили, купались. И магазин с высоким крылечком в 93 квартале так до сих пор и называют: «На болоте», хотя он поменял уже несколько вывесок.
В этот момент мы, слушая Филиппа, замерли. История оживала на глазах. И скоро ещё один рассказ из прошлого появится на страницах социальных сетей в проекте, у которого пока нет названия.
Наталья СИМБИРЦЕВА