Уехал в отпуск - не плати за мусор

В прокуратуру города продолжают поступать обращения граждан о неправомерном начислении ООО «РТ-НЭО Иркутск» платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Мы публикуем прокурорскую точку зрения на эту проблему.


Граждане, сталкиваясь с ситуациями, когда количество зарегистрированных граждан больше, чем количество фактически проживающих, не желая нести излишние расходы, составляют акт о фактическом проживании и обращаются к региональному оператору по обращению с отходами с заявлениями о начислении платы по количеству фактически проживающих лиц.
Вместе с тем необходимо помнить, что согласно статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина РФ по месту жительства - постановка гражданина РФ на регистрационный учёт по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте жительства гражданина РФ и его нахождении в данном месте жительства.
При этом место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, исходя из толкования вышеуказанных норм, лицо, зарегистрированное по определённому адресу, относится к лицам, постоянно проживающим в жилом помещении, и учитывается при начислении платы за ГКО.
Чтобы исключить начисление платы на зарегистрированных, но непроживающих лиц, потребителю необходимо представить ООО «РТ-НЭО Иркутск» доказательства отсутствия данных граждан.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчёте размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчёте до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев.
К документам, подтверждающим продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, относятся:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты или их заверенные копии;
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
При этом акт о фактическом проживании составляется для определения количества фактически проживающих лиц в случае, если оно превышает количество зарегистрированных граждан. При этом акт не содержит информацию о продолжительности времени проживания граждан, за исключением случаев, когда её возможно определить. Сведения о времени отсутствия граждан в акт не вносятся.
Таким образом, акт о фактическом проживании не является документом, подтверждающим временное отсутствие граждан, зарегистрированных в жилом помещении, а также продолжительность отсутствия.
Подготовила Александра БЕЛКИНА