В новую школу - новизну духа

В новом учебном году более 600 учеников школы №38 возвращаются в родные стены. (Пока шёл капитальный ремонт здания, ребят приютили в образовательном учреждении №4.) Пришли они 1 сентября на уроки, а там - сюрприз! Школа как новенькая! В коридорах ещё сохранился запах свежей краски, в кабинетах новая мебель, светло, просторно. Обновлён фасад, заасфальтированы дорожки. Во дворе - новый хоккейный корт, спортивные игровые площадки. Всё для вас, ребятишки! Учитесь на пятёрки!

Лёгкой жизни мне не обещали
Сколько сил, труда, эмоций вложено в этот ремонт, знает новый директор школы Олег Викторович ЛЕВЧЕНКО. Он в Ангарске человек известный - восемнадцать лет возглавлял загородную базу «Звёздный», любимое многими место отдыха, а потом пришёл в школу №38. Это стало для него испытанием на прочность. Учреждение образования тогда нуждалось в капитальном ремонте. О школе можно было сказать: «…жалкое зрелище, печальное зрелище» - с провисшими потолками, люминесцентными лампами, полами вкривь и вкось.
- Какие первые впечатления от нового места работы?
- Никаких отрицательных эмоций. Я шёл сюда работать и прежде всего оценивал не её бывшее состояние, а предстоящие объёмы ремонта и сроки его проведения. Начальник Управления образования Лариса ЛЫСАК не обещала лёгкой жизни на посту директора школы, настроила меня на серьёзный лад. И для меня решение прийти в школу - продуманный шаг. Я понимал, что должен взяться за сложное, но интересное, перспективное дело, достойное, чтобы для его исполнения приложить время, силы, знания.
Получить финансирование на капитальный ремонт удалось благодаря участию в государственной программе «Развитие образования в Иркутской области на 2019-2024 годы». С каким трудом удалось в неё войти - это отдельная история. К счастью, терпение и труд, а также софинансирование из местного бюджета обеспечили решение в нашу пользу. На комплексный капитальный ремонт школы №38 было направлено более 200 млн рублей.
У школы был договор с подрядчиком, сроки, графики. Но с самого начала всё пошло не так. Проект капитального ремонта был привязан к типовому зданию. За 50 лет его эксплуатации произошли изменения. Заказчику и подрядчику не раз приходилось ломать голову над совершенствованием проекта. На ходу предлагали более выгодные, современные варианты выполнения работ, согласовывали, убеждали руководство внести изменения в план ремонта и при этом стремились уложиться в сжатые сроки.
- Вы контролировали каждое действие строителей, каждую уложенную плитку, каждый забитый гвоздь. При всей строгости контроля вам нужно было договариваться с подрядчиком по-хорошему, чтобы завершить ремонт почти на год раньше. Как удавалось совместить требовательность и понимание, найти общий язык с людьми?
- Для строителей я был палкой в колесе, требовал идеального исполнения каждого вида работ. Проблемы и споры были, но это рабочие моменты, которые урегулировали в процессе. Строители - тоже родители, старались сделать качественно и к тому же быстро, понимали, что школьникам придётся учиться в особых условиях в связи с существующей санитарно-эпидемиологической обстановкой. У нас была одна цель, потому работали достаточно дружно, слаженно.
За время ремонта внутри здания полностью заменили системы электроснабжения, отопления, вентиляции, водоснабжения и канализации, отремонтировали учебные кабинеты, мастерские, коридоры, столовую. В оконных проёмах установили теплосберегающие стеклопакеты, утеплён фасад. По обеспечению безопасности обустроено наружное освещение, обеспечены контроль управления доступом в здание, видеонаблюдение на пришкольной территории, смонтирована и охранно-пожарная сигнализация.
Учебное оборудование обновили на 100%
- Здание как игрушечка. Тем не менее одно время обсуждался вопрос, что придут дети в отремонтированную школу, сядут за старые, обшарпанные парты - и все впечатления от ощущения новизны насмарку.
- Если бы я был волшебником, вопросы финансирования решил бы взмахом волшебной палочки, но в реальной жизни я директор образовательного учреждения и могу располагать средствами в заданном бюджете. А для того, чтобы укомплектовать учебные кабинеты новой мебелью, нужны миллионы рублей, которые в объём финансирования капитального ремонта не заложили. Тогда администрация городского округа, Управление образования пошли нам навстречу. Совместно мы решили вопросы стопроцентного обновления школьной мебели и оборудования.
Администрация городского округа, мэр, его заместители на протяжении всего ремонта постоянно были в курсе всех событий на нашей строительной площадке, реагировали на все наши просьбы.
- Результатом довольны?
- Мы приложили максимум сил, чтобы создать достойные условия для учебного процесса. Надеюсь, потомки будут вспоминать нас добрым словом, отметят, что ремонт делали люди, знающие свою работу, уважающие себя и других. Теперь смотрю на то, как изменилась школа, и мне не стыдно за свою работу. Строители тоже довольны тем, что сделали.
Наши выпускники будут нарасхват
- Удалось найти понимание с педагогическим коллективом?
- Я благодарен завучам, учителям за понимание и поддержку. Они видели мою загруженность, занятость и помогали решить задачу временного перехода наших учеников в школу №4, организовывали учебный процесс, выстраивали добрые отношения с коллективом учителей и учеников, приютивших нас на один учебный год. Я был уверен, что они решат проблемы, связанные с организацией учебного процесса, и мог больше времени заниматься капитальным ремонтом нашего здания.
- Новая форма требует нового содержания. Что изменится в подходе к школьным программам, будет ли введено профильное обучение? Теперь в вашей школе есть все условия.
- Школа в старом каркасе, но по сути как новая. Теперь надо вселить в неё новизну духа. Мы это обсуждаем с педагогическим коллективом, выбираем направления деятельности и, я думаю, ещё не раз вернёмся к этой теме. Всё должно измениться в лучшую сторону.
К профильной школе есть достаточно серьёзные требования, в том числе в плане квалификационных категорий педагогических кадров, уровня обучения, внутренней готовности учеников. К профильному обучению идут постепенно, в течение нескольких лет.
В настоящее время мы делаем акцент на качественное общее образование. Дети будут получать прочные знания, которые позволят им достойно сдать выпускные экзамены и поступить в высшие учебные заведения. В этом мире не всем дано стать профессорами, академиками, этого и не нужно. Зато квалифицированные рабочие кадры, руки профессионалов требуются всегда и везде. Мы хотим, чтобы наши ученики стали специалистами, намерены уделить больше внимания технологии, воспитанию ребят, которые любят труд, будут стремиться стать высококлассными специалистами, профессионалами в своём виде деятельности. Мы уделим внимание профориентации, чтобы дети выбрали для себя будущую профессию, нужную в обществе, и были нарасхват на предприятиях города.
Ирина БРИТОВА