НАУКА ДЛЯ ЖИЗНИ

Как я примерил на себя роль настоящего ученого.

«Товарищи ученые, доценты с кандидатами…», обращаемся к вам и поздравляем! 8 февраля у светлых умов нашей страны большой праздник - День российской науки. В цепочке ассоциаций, связанных с наукой в Ангарске, особое место занимает Восточно-сибирский институт медико-экологических исследований. За свои 55 лет академический институт сменил немало названий, но всё так же прочно держит марку самого передового за Уралом центра, где изучают влияние окружающей среды на организм человека.
Впрочем, чем рассказывать, давайте лучше покажем. В канун дня науки я примерил на себя халат научного сотрудника...

Чудо-машине без человека не обойтись

Моим проводником по храму знаний стал младший научный сотрудник института Михаил НОВИКОВ, более известный широкой аудитории по своей работе в Молодежном парламенте.

- Ремесло у нас довольно специфичное, но жутко интересное. Сейчас сам в этом наглядно убедишься, - напутствует меня Михаил. - Для начала отправимся в лабораторию аналитической экотоксикологии и биомониторинга, в отдел хромотографии.
На месте мы встретились с кандидатом химических наук, доцентом Антоном АЛЕКСЕЕНКО, который ожидал нас возле неопознанного лабораторного объекта, напоминающего необъятных размеров ящик. Про ящик меня угораздило сказать вслух.

- Это не просто, понимаете ли, ящик, - оскорбился ученый. - Хромотограф позволяет нам разделять вещества и, словно по отпечаткам пальцев, идентифицировать экотоксиканты в биопробах человека.
Ведь мы не просто изучаем влияние веществ на организм, но и разрабатываем методы изучения. К примеру, тот же винилхлорид… Оказывается, винилхлорид, используемый при производстве поливинилхлорида, невозможно обнаружить уже через 3 часа после попадания в организм. - Однако, нам удалось, - продолжает Антон. - Повышенное содержание определенных кислот в пробах человека безошибочно указывает нам на присутствие этого ксенобиотика. Всё это возможно благодаря хромотографу, но не стоит думать, что чудо-машина способна работать без ученого.
Прежде чем проверить образец - а хромотограф может одновременно исследовать 150 проб - с каждой из них нужно провести ряд процедур. Да, оборудование стоит миллионы, но без грамотной руки человека не обойтись.

- А как всё-таки заболеть наукой? - спрашиваю я ученого.

- Всё просто, нужно быть любопытным. Интересоваться науками, не только естественными, еще со школы. По мере работы в институте я понимаю, что вопросов у меня становится только больше. Поэтому нужно всё время развиваться, беседовать с теми, кто, возможно, круче тебя. С этой целью я, например, в скором времени отправляюсь на стажировку в Питер.

В 2001 ГОДУ АМЕРИКАНСКИЕ УЧЕНЫЕ ВЗЯЛИСЬ ЗА ЗДОРОВЬЕ
СПАСАТЕЛЕЙ, УЧАСТВОВАВШИХ В СПАСЕНИИ ЛЮДЕЙ 11 СЕНТЯБРЯ.
ЛЮБОПЫТНО, ЧТО АНГАРСКИЕ УЧЕНЫЕ ЗАНЯЛИСЬ ИЗУЧЕНИЕМ
АНАЛОГИЧНЫХ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ ЕЩЕ В 1992 ГОДУ. ВО МНОГОМ
ТРУДЫ НАШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГЛИ ЗАОКЕАНСКИМ КОЛЛЕГАМ.


Наперегонки с заболеванием

- А сейчас мы идем к серым кардиналам всей нашей клинической работы, - комментирует Михаил, - в клинико-диагностическую лабораторию. Лаборатория, допуск в которую разрешен не всем, занимается проведением огромного спектра анализов для населения. Здешние специалисты исследуют иммунный и биохимический статус ангарчан, в том числе имеющих профессиональные заболевания. Ординатора Ксению мы застали за работой на биохимическом анализаторе.

- Аппарат способен программировать любые показатели, -объясняет Ксения. - Например, сейчас я провожу анализы крови. Пробирки вставляются в анализатор, где их уже ожидает целая карусель реактивов. В прежние годы работа сотрудников лаборатории была преимущественно ручной. Автоматика же не только снизила нагрузку на ученых, но и значительно сократила процент ошибок и стоимость исследований.
Ученые способны не только выявить болезнь, но и предупредить её. По содержанию антител они точно вам скажут, в каком органе может развить-
ся та или иная патология, когда клинических проявлений болезни еще может и не быть.


Ежегодно в лаборатории проверяются более 3-х тысяч стационарных больных. Столько же хотят узнать о состоянии своего здоровья амбулаторно. Рассказывает директор института, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Виктор Степанович РУКАВИШНИКОВ:
- Ежегодно пациентами клиники института становятся 3 тысячи ангарчан, и как минимум 10% из них приобрели свои заболевания на производстве. Наш институт призван изучать и описывать механизмы таких болезней, которые до нас никто не описывал. И, могу сказать, в этом деле мы преуспели. За последние 25 лет мы выявили и внесли в каталог профзаболеваний как минимум 5 новых форм патологий, защитив таким образом рабочих в социальном и медицинском плане. Одним из таких ранее неизученных заболеваний является офтальмомеркуриализм. Это хроническое заболевание глаз у людей, подвергающихся дли-
тельному воздействию ртути на организм. За время работы на предприятии ртуть аккумулируется в костях и органах, поэтому человек может заболеть даже спустя несколько лет после контакта. И только благодаря ангарским ученым болезнь научились не только диагностировать и классифицировать, но и успешно лечить.
Подвиг мохнатого разведчика

В родной для Михаила лаборатории биомоделирования и трансляционной медицины меня ожидал «сюрприз».

- С грызунами будешь общаться, - зловеще улыбнулся мой проводник. Эти специалисты знают цену жизни. В процессе моделирования определенного патологического состояния звери получают свою дозу токсина, лекарства, а то и попросту алкоголя. - Мертвые учат живых, - философски подметил старший научный сотрудник Евгений ТИТОВ.

- Эти зверьки спасают здоровье и жизнь людей. Всё без лишней жестокости. Мы даже помечаем животных краской. Другие лаборатории, к примеру, грызунам для этой цели ушки или когти подстригают. Для каждого вида исследования предпочтительны определенные животные: крысы, мыши, кролики или морские свинки. В зависимости от эксперимента, по мере длительности введения того или иного вещества ученые наблюдают за неврологическими симптомами и изменениями в поведении зубастых добровольцев. Ну, а после, по всем законам жанра - героическая смерть.
Звери мирно засыпают под действием эфира, и уже потом их тела попадают в хладнокровные руки ученого. Всего 5 микрон - такова толщина срезов органов животных, которые после окрашивания отправляются под микроскоп.
Изучая срезы, сотрудники лаборатории могут выявить любую патологию.

- Между крысами и людьми есть интересная закономерность, - раскрывает методику исследований Михаил. - 6 месяцев жизни крысы равняются нашим 15 годам. Этот факт позволяет нам спрогнозировать патологию организма человека за полтора десятка лет.
Кстати, а ты знал, что многие вредные вещества являются генотоксичными? Поэтому в династиях семей, трудящихся на одном заводе, сын, в отличие от отца, попадает сразу под двойной удар. Его профессиональное заболевание может проявиться гораздо раньше и протекать гораздо тяжелее. - Ну что ж, пора и тебе с крысой подружиться, - не забывает о цели моего визита Михаил.
Крысу ожидало введение препарата в моем исполнении. - Вода, обычная вода, - успокаивает Михаил. Даже воду грызунам вводят через зонд. Дабы не повредить неуклюжими действиями горло моего нового подопечного, было решено «навалиться» на зверька вдвоём: я держу, Михаил орудует зондом. Кто-то скажет: нечестно. Зато животное осталось целым и невредимым.

- Пару лет назад, - с ностальгией вспоминает Михаил, - когда я проводил исследование, мне ежедневно приходилось таким образом вводить препараты 8 группам животных, а в каждой было по 15 зверьков. Сегодня в виварии института обитает около 2 тысяч особей.
Сейчас грызуны усердно воспроизводят потомство. Близится весна, а это, как отметил Михаил, горячая пора для ученых. Впереди у сотрудников института новые эксперименты и новые открытия.

Максим ГОРБАЧЁВ

Фото Марины МИНЧЕНКО

№12 (1051),8 ФЕВРАЛЯ 2017