Не женская работа? Судебные приставы готовы поспорить

 На столе у Яны Сергеевны несколько папок с документами. В каждой из них данные на должников, которые решили, что пьянство за рулём сойдёт им с рук. В компьютере база в сотни раз больше. За 2020 год на исполнении Ангарского отдела службы судебных приставов находилось 1167 постановлений судов о взыскании задолженности - штрафов по статьям 12.8 и 12.26. Статьи предполагают ответственность за вождение в состоянии опьянения либо в связи отказом от медосвидетельствования, когда есть подозрение, что водитель сел за руль после употребления некоторой дозы спиртного.


- Если перевести в денежный эквивалент, то штрафов по вышеуказанным статьям ангарчане накопили более 32 млн рублей. За пять месяцев 2020 взыскали 5 млн 786 тысяч рублей, - озвучивает данные статистики заместитель начальника Ангарского РОСП Яна ЗИНЧУК.
Было страшно
На службе Яна Сергеевна с 2006 года. После института узнала о вакансии и пришла на работу, хотя понимала, что труд не самый приятный и позитивный. Должники бывают разные - скандальные, конфликтные, мстительные, но страх не остановил.
- Сначала было страшно стучать в дверь к должнику - неизвестно, как ответят, как отреагируют, но постепенно опыт пришёл. Было такое, что закрывали в квартире. Заходишь, всё нормально, отношение, как к почтальону. Но когда хозяин понимает, что пахнет жареным и поднимается вопрос об аресте имущества, то поведение может поменяться кардинально. И нападали на нас, и ругались, но уйти со службы, забыть и найти другое место в такие моменты не хотелось, наоборот, появлялся какой-то азарт - я смогу, я добьюсь, я взыщу. Не думайте, что это мои какие-то тараканы в голове и желание наказать, нет. Мы живём в правовом государстве, а значит, должны уважать и исполнять решения судов, - делится впечатлениями молодая ангарчанка, опытный сотрудник службы и лучший судебный пристав Иркутской области.
После ареста деньги находятся
- Можно писать письма, разговаривать, объяснять необходимость погасить долг, но не всегда деликатная мягкость приносит результат. Зато, как только появляется перспектива лишиться имущества, сразу и деньги находятся, и время. Понятно, что сумма крупная - 30 тысяч. Серьёзный ущерб для семейного бюджета, но есть вступившее в законную силу решение суда, значит, придётся собрать эти деньги и расплатиться за свою ошибку, - объясняет Яна Зинчук.
Есть вариант попробовать побегать от приставов, не работать официально и не жить по месту регистрации, но тогда появляется риск увеличения долга втрое, поскольку неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение штрафа в двукратном размере неуплаченной суммы. В этой же статье чёрным по белому написано, что должник может получить арест до 15 суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В итоге за короткий промежуток времени человек, лишённый прав за езду в пьяном виде, становится должен государству уже не 30 000, а 90 000 рублей. Не стоит забывать и об исполнительском сборе в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.
- Обычная сказка наших должников - не видел, не знал. Но в этом случае такая отговорка не сработает. Трудно, наверное, выкинуть из памяти момент, что инспектор остановил тебя в нетрезвом виде и составил протокол, - улыбается Яна Сергеевна. - Тем не менее каждый день такие истории мы слышим. Сейчас реже, потому как режим самоизоляции внёс в работу некоторые коррективы, но, думаю, мы наверстаем упущенное, когда выйдем с рейдами в город, - говорит пристав.
В июле-августе специалисты, если позволит ситуация, вернутся к обычному режиму работы, только семья Яны Зинчук особой разницы не увидит - мама как работала целыми днями, так и продолжит работать. Есть, правда, маленькая надежда на отпуск, в котором нет исполнительных производств, должников и штрафников, зато есть берег, шашлык, семья и молчащий телефон, который всем своим скучающим видом показывает, что понимающие коллеги стараются справиться сами.
Анастасия ДОЛГОПОЛОВА