После лопаты бетона метла не тяжёлая

Как дворник Анатолий КАРАПУЛЬКО превратил свою работу в хобби
В 55 квартале Анатолий Степанович Карапулько - человек известный. Даже трудно сказать, как местные жители к нему обращаются чаще: Анатолий Степанович или дядя Толя. Но всегда его имя произносят с глубоким уважением. А ведь дядя Толя даже не живёт в 55 квартале. Он приходит сюда спозаранок каждый будний день, пока во многих квартирах ещё не горит свет. Анатолий Степанович работает дворником в управляющей компании «ТРЭК» и дело своё знает отлично. Его вотчина - восемь домов и два двора, чистоту которых в управляющей компании ставят в пример. В один из этих дворов мы отправились, чтобы встретиться с Анатолием Степановичем.
Прежде мы с дворником были незнакомы, но распознали его сразу. Во-первых, по ярко-оранжевому жилету. Во-вторых, Валерка и Мишка, в это время игравшие в песочнице, зычно закричали: «Дядя Толя, смотри, какую крепость слепили!» С Анатолием Степановичем мы условились перейти на «ты», но называть его по-свойски дядей Толей я приловчился лишь к концу разговора.

Встаю в пять утра и без будильника

- Анатолий Степанович, давно дворником работаете?
- Шесть лет уже. До этого я многие годы трудился слесарем на комбинате железобетонных изделий в АУС. На пенсию вышел, дома посидел, и всё - чувствую, в колодки посадили. Тело сковано. Движения не хватает. Дачи у нас с женой нет, а руки требуют работы. Вот и решил в дворники пойти, чтобы не закисать. А что?! Работа на свежем воздухе и недалеко от дома: я в 47 квартале живу, мне до своего участка 10 минут неспешным ходом. Да, деньги небольшие, но не лишние. Мы по-стариковски сыну и дочери помогаем. Внукам хочется конфет купить. И на коммуналку сегодня отдельную зарплату нужно зарабатывать.
- С метлой в руках лучше себя стали чувствовать?
- Бодр и полон сил. И знаешь, голова не болит, как во время работы на комбинате. В цеху-то всё время грохот, вибростолы плитку отбивают. А тут спокойствие. Район тихий. Машин мало, забулдыг - тоже. Только деревья шумят да птицы щебечут. В такой обстановке работать - одно удовольствие. У нас рабочий день официально с восьми утра начинается. Но я стараюсь приходить пораньше, особенно в светлое время года. Сегодня, например, в половине седьмого уже потихоньку начал территорию прибирать. Спросишь, зачем так рано? Я стараюсь как следует продышаться. В эти часы воздух чище.
- Это ж во сколько вы встаёте?
- Обычно в пять утра уже на ногах, и будильника не надо. Это давняя привычка. Умылся, чай попил и на работу.
- Рассказываете так, будто не на работу отправляетесь, а в санаторий.
- Конечно, это работа. И часто тяжёлая. Хотя после того, как на комбинате бетон лопатой раскидывал, размахивать метлой уже не так тяжело. Авралы случаются, понятное дело: зимой после снегопада или осенью, когда порывистый ветер жухлую листву по двору разносит. Особенно много работы, когда нужно вычищать чердаки и подвалы. Там скапливается очень много мусора, в том числе строительного. Буквально полчаса назад с мужиками разбирали доски в подвале одного из домов 75 квартала. Я пораньше управился и к тебе на встречу пошёл. Опаздывать неудобно.
Одна бумажка сведёт дворника с ума
- Мусорная реформа работы дворникам тоже прибавила?
- Контейнеры региональный оператор опустошает регулярно. С этим проблем никаких. Даже крупногабаритный мусор в виде дверей или мебели забирает. А вот ветки не вывозит. Если заявку на обрезку дерева выполнил, потом ещё какое-то время тратишь, чтобы ветки разломать, и в контейнер. Вон от того тополя на неделе большая ветка отвалилась (дядя Толя показывает на старое дерево в центре двора). Я ветку прихватил и на брёвнышки пустил, иначе не увезут. Плохо регоператор забирает пакеты с листвой и после субботников, хотя это их обязанность. Прошлой осенью очень долго чёрные пакеты у площадки лежали. Поэтому нынче в мае я по-хитрому сделал. У меня все пакеты в отдельную ячейку спрятаны, чтобы глаза не мозолили. Перед каждым приездом машины я из заначки пару пакетов доставал и в контейнеры укладывал. Так за несколько дней всё раскидал.
Тут наш разговор прервал проходивший мимо мужичок в чёрной кожанке. Завидев Анатолия Степановича, он тотчас протянул ему пятерню.
- Здорово, дядя Толя! - Затем, остановив взгляд на незнакомце с диктофоном в руках, мужчина секунду помолчал, а после, видимо догадавшись, что у дяди Толи берут интервью, добавил: - Хороший у нас дворник. Мы еле-еле отбили его обратно у другого двора, - подмигнул мужичок и пошёл дальше по делам.
- Это как? - спрашиваем у Анатолия Степановича.
- Шесть лет назад я начинал работать дворником не в «ТРЭКе», а в «Ангарском управдоме». Тогда-то мне этот двор впервые и доверили. А когда «Управдом» стал разваливаться, хороший человек позвал меня в «ТРЭК», и я ушёл работать в 58 квартал. Позже жители двора в 55 квартале тоже решили уходить в «ТРЭК». Сразу после завершения перехода руководству управляющей компании поступило коллективное обращение жильцов вернуть им старого дворника. Им пошли навстречу. Не скрою, приятно было возвращаться во двор, с которого начинал, тем более если люди меня уважают.
- Неужели без конфликтов с жильцами обходитесь?
- Всякое бывает. Случается, дворникам и хамят, и учат их, как правильно мести. Но мы стараемся сглаживать углы. Наше руководство просит сотрудников не вступать с жильцами в споры - проще соглашаться. А я вообще по жизни человек неконфликтный. Со многими собственниками у меня приятельские отношения. Можем и за жизнь поговорить: о детях, о внуках, о счетах за коммуналку. Кто-то выйдет во двор и начнёт ПУТИНА ругать. Я стараюсь сам меньше болтать, а больше слушать. Люди выговариваются. Им от этого, наверное, даже легче на душе становится.
- Обидно, если во дворе окурок бросают?
- Конечно, Макс, обидно. Особенно когда только асфальт подмёл. Иной раз вижу - молодёжь у подъезда смолит, бычки под ноги кидает. Я подхожу, растолковываю. Говорю: «Давайте я вам лучше коробку поставлю, чем вы на землю будете бросать». Большинству вроде бы даже стыдно становится, они глаза вниз потупят, соглашаются. А бывает, и целлофановые пакеты с мусором утром у подъезда нахожу. Я разбираться не буду, кто посмел, - беру и уношу к контейнерной площадке. Это моя работа. Мне главное, чтобы у самого глаз не цеплялся. Оглядись вокруг. Видишь где-нибудь бардак? Вот и я нет. А если примечу даже маленькую бумажку в траве, весь на нервы изведусь, пока её не уберу. Она же ведь на солнце блестит, раздражает…
- Работой управляющей компании в 47 квартале, где сами живёте, довольны?
- Нас «Центр» обслуживает. Вроде бы возле нашего дома убирают. Но не так ответственно, как раньше. Когда компанией руководил ныне депутат Михаил ДРЕСВЯНСКИЙ, в «Центре» был порядок. Со сменой руководства компания очень сдала.
- Дядя Толя, у вас хобби есть?
- Работа - моё хобби. Раньше спортом немного занимался, пробежки совершал. Сегодня ничем больше не увлекаюсь. Фильмы люблю смотреть. Особенно наши, российские: о жизни простых людей, о семейных отношениях. Не смейся только. На телеканале «Домашний» очень добротные фильмы показывают.

 Максим ГОРБАЧЁВ