«Мясо может вызвать в человеке агрессию»

- Первый раз у меня интервью берут, непривычно, но я открыт для вас! Спрашивайте! - широко улыбаясь, говорит Аскар КОЙЛЫБАЕВ, вегетарианец, открывший кафе правильного питания. Аромат трав и специй ненавязчиво растекается по залу, яркое, почти весеннее солнце отражается в витрине со сладостями. За стеклом ничего необычного - пирожное «Картошка», сырники, корзиночки со сладкой начинкой и пирожки из тонкого-тонкого теста. Весь секрет в том, что всё это гастрономическое разнообразие приготовлено без яиц и дрожжей.


Эксперимента ради
- В своё время я вёл совсем другой образ жизни. Употреблял мясо и, не буду скрывать, алкоголь, но в один момент захотелось что-то поменять, где-то щёлкнуло. Я начал увлекаться конным спортом, лёгкой атлетикой, плаванием. В итоге появился какой-то внутренний тонус, энергия. Занялся йогой. Мой учитель однажды спросил, не хочу ли я попробовать что-то новое, другое. «Вот эту жизнь ты уже видел, поэкспериментируй, перейди на здоровое питание, посмотри, что изменится. Если ничего не почувствуешь, вернёшься обратно, ведь ты ничего не теряешь», - сказал он мне тогда. И я решился, - делится Аскар. - На 90 дней я отказался от мяса, рыбы, яиц и любых видов интоксикации - сигарет и алкоголя. Тяжеловато, конечно, было. И мяса хотелось съесть, и пива с друзьями выпить, но как-то получилось, что при поддержке йоги удалось эти три месяца продержаться. Что хочу сказать - энергии стало больше, работоспособность повысилась, меньше хотелось спать. Шесть часов отдыхаешь, и этого достаточно. И окружение начало меняться, стало более благостным. Более интересные люди начали приходить в жизнь.
- От чего было отказать тяжелее всего?
- От рыбы. Проблема такая была, да. Я вообще больше всего любил пиво и суши - вот такой вечерний традиционный набор. Сейчас привычные для меня лакомства - наши пирожные без яиц на сыре «Филадельфия». Если раньше были сушёная рыбка и пиво, то теперь - стакан молока и финики. Животный белок заменяется бобовыми - нутом и чечевицей.
От прививок не отказались
- У вас вся семья на таком питании?
- Да. Сыну восемь месяцев, он пока на мамином молоке, а супруга тоже вегетарианка, хотя долгое время она была мясоедом. Потом решила: раз муж не ест, значит, и она не будет. Без ложной скромности скажу, что ребёнок у нас сейчас весит около 11 кг. У него нет ни ожирения, ни излишней худобы. Развивается хорошо. Пока непонятно, какой путь он изберёт для себя. Человек должен сам сделать выбор. Конечно, мы ему мясо готовить не будем, но если он будет испытывать рвение, то и запрещать не станем.
- Чем вы лечитесь, ведь многие лекарства содержат компоненты животного происхождения?
- В моей семье принято лечиться травами, бабушкиными методами. Но традиционную медицину мы не отвергаем. Вот у нас сын родился, мы делали ему все прививки. Поэтому, как говорится, без фанатизма. Конечно, если у меня сильный жар, я выпью таблетку, но если состояние лёгкой простуды, то наварю картошки, накроюсь полотенцем, подышу. Главное, чтобы перегибов не было. Мы хоть и на здоровом питании, но все мы люди, все болеем.
- Минусы есть в здоровом питании?
- Нет, за пять лет не заметил. Скажу больше, у меня зрение стало лучше. Не знаю, благодаря какому продукту, но сейчас вижу на 100 процентов. С желудком проблемы были - сейчас их нет.
«В Казахстане меня не поняли…»
- Как родители отнеслись к вашему вегетарианству?
- Я из мусульманской семьи. Все предки мои из Казахстана. Баранина, бешбармак и прочее, прочее. Приезжал к ним в гости, встретили со всем гостеприимством, свойственным этому народу. Стол накрывается. С бараниной, кониной. А мы не едим! Начали спрашивать, как так, уговаривать. Думаю, до сих пор не приняли, но смирились.
- А друзья, с которыми рыбку употребляли?
- Вы знаете, круг общения изменился. С людьми, с которыми я ходил в клубы и бары, потерялась ниточка общения. Интересы поменялись, приоритеты тоже.
- Каких продуктов сейчас нет в вашем рационе?
- Рыбы, мяса, яиц. Сыров с ферментами животного происхождения. Дрожжи мы тоже не используем. Любая мясная продукция, она тяжело усваивается. Затрачивается на переваривание очень много энергии. Всё познаётся в сравнении. Я не ем вышеперечисленные продукты и чувствую себя лучше, значит, мне это подходит, значит, это моё. Знаете, начал иначе питаться, цвет лица поменялся. И внутреннее умонастроение тоже - стало меньше злости и агрессии, спокойнее стал. Я анализирую: если раньше в определённой ситуации вспылил бы и накричал, то сейчас реакция иная, более деликатная. Я читал, что когда животных убивают, то выделяется и остаётся в мясе некое вещество, которое делает человека агрессивным. Отказ от мяса сделал мой характер добрее и мягче.
- Тяжело было привыкать к новым блюдам?
- Понимаете, самое главное - не просто отказаться, а правильно заменить. Например, мы используем сейтан - пшеничное мясо. Из муки вымывается глютен и готовится. При правильной обработке появляется вкус мяса. Наш язык всегда ищет похожее, поэтому не получится в один момент обрубить и убрать из рациона мясо и рыбу. Сразу возникает вопрос: а что я буду есть тогда? Можно заменить и вкус рыбы. Есть такое блюдо - адыгейский сыр заворачивается в листья нори, обмакивается в кляр со специями, добавляется чёрная соль, она и придаёт вкус рыбы. Всё это обжаривается. Ощущение, как будто ешь варёного окуня.
От Индии до Европы
- Трудности с покупкой продуктов есть? Всё ли у нас можно найти?
- Вообще нет проблем. Сейчас открываются экомагазины. Чиа, чечевица - всё в них есть. Мы используем индийские приправы. Есть масала - набор специй. Каждая из них придаёт полезности продуктам. Например, картошка хорошо сочетается с кориандром, жареная морковь и калинджи отлично подходят друг другу, хотя принято использовать эту приправу в приготовлении выпечки. Так что экспериментируем, прорабатываем и создаём что-то новое - полезное и вкусное.
- Вы были в Индии? Кухни отличаются?
- Да, у них пища гораздо острее, без перца чили практически ничего не готовится. Мы же ближе к европейским традициям. Хотя мы позиционируем индийскую кухню
- Как вы оказались в Ангарске?
- У меня супруга из Сибири. Я раньше был военным и по долгу службы бывал здесь. Встретил девушку, и закрутилось.
- Насколько трудно было начинать не совсем привычный и непонятный сибирякам бизнес?
- У моего близкого друга кафе в Иркутске. Мы решили создать подобное в Ангарске. Он поделился своими наработками, в том числе и рецептами. Здесь очень много домашних рецептов. Например, сырники точно такие, как готовила моя бабушка. У нас трудятся только вегетарианцы. Мы нашли единомышленников, приверженцев чистоты, которые поддерживают своё сознание в благостном состоянии, не употребляют алкоголя и сигарет. У них сознание чистое.
- Нет желания перебраться в те страны, где больше поддерживается эта культура?
- Нет. Мне нравится Россия, мне нравятся люди, которые здесь живут. В других странах я могу отдыхать. Как-то провёл в Индии полгода, объездил весь юг. Хотелось посмотреть и поизучать эту культуру. Люди там весёлые, жизнерадостные, у них улыбка с лица практически не сходит. Индусы в основном вегетарианцы. Очень крепкие, живут долго. Мне приятно к ним приезжать, напитываться культурой, но чтобы переехать - нет. Жарко там очень, а Сибирь нам нравится, Ангарск - тем более. Мы сначала в Иркутске жили, но не «зашёл» город: менталитет не тот, суета, а в Ангарск приехали - и всё… Жена в восторге от лесов, так и решили: остаёмся! В Иркутске работает бизнес - экомагазин, но жить предпочитаем в Ангарске.
Эксперимента ради и я решила устроить себе вегетарианские выходные. Пришла домой с контейнерами привычной взгляду, но особенной на вкус еды. Не сочтите за рекламу, не думайте, что это пропаганда и навязывание чуждого сибиряку-мясоеду, но когда откусываешь тонюсенькое тесто сочного пирожка с ягодками смородины, ощущаешь аромат бабушкиного варенья и вкус нежного яблочного пюре, то понимаешь: это и есть настоящая здоровая правильная еда, не то что булка из химического неизвестного.
Наталья СИМБИРЦЕВА