Война - не мировоззрение шамана

В ночь с 23 на 24 февраля наступил новый год по лунному календарю. Сагаалган, или праздник Белого месяца символизирует обновление мироздания. Буряты верят, что с началом нового цикла духовно перерождается и человек - из глубокого мудреца в младенца. Одни называют Сагаалган буддистским праздником, другие считают его важной вехой в календаре шаманизма, третьи здраво рассудят, что проводить жёсткие границы в деле культурного наследия сегодня просто глупо.

На протяжении всего Белого месяца буряты навещают родственников и друзей. Вот и мы решили отправиться в гости к руководителю религиозного шаманского центра «Вечно синее небо», заместителю Верховного шамана России Артуру ЦЫБИКОВУ. У многих из нас при слове «шаман», вероятно, нарисуется в голове седовласый старец. Но Артуру по меркам шамана не так много лет - всего 47. Зато уже есть пять дочек и даже внучка.
Любовь к чаю до Саакашвили доведёт
- Артур, человек непосвящённый может подумать, что шаман сутки напролёт блуждает по полям в ритуальной одежде с бубном и иными артефактами. Так ли это?
- Конечно, нет (смеётся). В повседневной жизни шаманы - обычные люди, живущие в квартирах, имеющие семьи. Многие шаманы параллельно работают где-то ещё. Среди нас есть строители, сварщики, водители, сотрудники силовых структур, преподаватели. Что касается меня, поскольку я возглавляю религиозную шаманскую организацию, участвую в работе разных комиссий и ежедневно принимаю людей, шаманский костюм является моим знаком отличия, своего рода спецодеждой. Бубен я использую по мере необходимости услышать духов, но не стучу в него сутки напролёт.
- Как вы встали на путь шамана?
- У меня отец, дядя и дедушка шаманы. Ещё в раннем детстве я следил за их ритуалами, помогал проводить несложные обряды. Со второго класса осознанно захотел стать врачом. С 12 лет после уроков бегал в больницу работать медбратом на общественных началах. Тогда я уже умел править кости, голову, неплохо делал массаж. После школы поступил в Хабаровский мединститут на хирурга, но закончить его так и не довелось. Набил лицо старшекурснику, который оказался сыном второго секретаря обкома партии. Декану пришлось меня отчислить, чтобы не посадили. С этого момента началась моя взрослая жизнь. Поездил по стране. Строил дороги в Луганске, служил в спецназе, получил два высших образования, владел рестораном в Москве. Уже с таким богатым жизненным опытом за плечами по делам оказался в Монголии, и там один уважаемый лама сказал, что мне пора вставать на путь шамана. Я ещё удивился, ведь между буддистами и шаманистами в России сложные отношения, а тут лама сам меня в шаманы направляет. В 2007 году вернулся в родную Бурятию. Вдруг заболел отец. Тогда уже от шамана услышал, что я готов стать избранником духов. Начал глубже вникать в шаманизм, читать, проводить подготовительные обряды, угощать богов. В 2009 году меня посвятили в шаманы, а через год я приехал в Ангарск. Сперва молился на случайных дачах, потом добрые люди дали участок земли в Савватеевке. Там я вылечил одного лесника, и он рассказал мне об этой поляне. Она ближе к городу, а значит, нуждающимся проще добираться. В то же время участок вдалеке от жилых домов и бубнами мы никого не тревожим. Наша организация находится на этой земле по согласованию с администрацией. Местные власти нас поддерживают.
- В вашей биографии есть ещё две галочки: телохранитель Иосифа КОБЗОНА и директор чайной фабрики в Грузии. Спрошу о последнем. Как вас туда занесло?
- Моя фамилия в переводе на бурятский означает меру чая. Я только недавно узнал, что мои предки торговали чаем из Китая в Иркутске. Но в начале «нулевых» я этого ещё не знал, зато хорошо помнил двухкилограммовые брикеты зелёного чая, который нарубала бабушка, и мы пили его с молоком, бараньим жиром и зерном. В поисках того чая из детства я оказался в Батуми, где и решил заняться выращиванием этого сорта. Меня поддержал патриарх Грузии Илия II, с которым мы были знакомы ранее. Но в это время в Аджарии произошла революция. К власти пришёл одноклассник Михаила СААКАШВИЛИ Леван ВАРШАЛОМИДЗЕ. Я пришёл к нему, сказал, что хочу купить чайную фабрику. Так я стал первым в Аджарии бизнесменом из России, приватизировавшим предприятие. Завод работал четыре года. Потом отношения между странами испортились. Сельхозтовары из Грузии были запрещены в России. Без российского рынка мы вынуждены были завод закрыть.
Друиды из Франции учатся в Ангарске
Путь до шаманского центра не дальний. Аккуратные юрты из камня расположились сразу за микрорайоном Новый-4. Но найти центр оказалось непросто. Добирались по навигатору - таксист, который нас вёз, о Шаманском поле (так его называют знающие ангарчане) услышал впервые. Несколько поворотов по периферийной дороге, и Ангарск уже исчез за деревьями. На месте мы почувствовали запах бурлящей в котлах баранины. Столовая для гостей центра бесплатная. Артур шутит: «У нас тут свой коммунизм».
- Для чего вы создали организацию? У обывателя образ шамана-одиночки плохо вяжется с работой внутри структуры.
- Центр создан для возрождения бурятской культуры и шаманских традиций, для передачи своих знаний новым ученикам. Да и государство не может не контролировать различные процессы. Тем более когда дело касается активности религиозных или этнических сообществ. Лет двадцатьназад я стал председателем бурятского землячества в Москве. Через месяц меня вызвали на Лубянку, начали расспрашивать, чем занимаемся. Был и другой эпизод. Когда в столице произошли взрывы домов, многих мужчин-бурят в тот же день «загребли». Я два дня с адвокатом по Москве колесил, ребят из отделений вытаскивал. Дело в том, что у многих бурят фамилии совпадают с чеченскими. Видимо, их по списку задержали, не разбираясь. Приходилось милиционерам доказывать, что у ДАДАЕВА или БАСАЕВА раскосые глаза. Мы у государства под присмотром, и ссориться с ним незачем. Мы не преследуем иной цели, кроме общего спокойствия и благополучия. Война - не мировоззрение шамана.
- Шаманом может стать каждый?
- Основная фабула шаманизма в почитании богов и своих предков. Как минимум предки есть у каждого, и в теории научиться общаться с духами может любой. Это не зависит от национальности. Шаманами становятся не только мужчины, но и женщины. К примеру, моя жена - родовой шаман. Другое дело, насколько человек способен углубиться в познание мира. Это требует особого склада психики. Раньше стать шаманом означало обрести особенность на уровне помешательства. Но в 2010 году открылось окно возможностей - боги позволили прикоснуться к шаманизму всем узревшим в себе призвание, вне зависимости от внутренних способностей. Прямо сейчас окно возможностей закрывается. Одного желания быть шаманом уже недостаточно. Дальше шаманизм начнёт переходить из количества в качество, а шаманы будут совершенствовать свои кондиции.
- В Ангарск приходят ученики из дальних краёв?
- У меня есть ученики со всех республик СССР, а также из Франции и Германии. Они приезжают сюда летом, когда проходит обучение. Люди странствуют по свету, напитываясь новыми практиками. Кто-то прежде проходил курсы друидов, кто-то посвящался в шаманы в Африке или Перу. К нам они приезжают, потому что бурятам удалось сохранить многие аутентичные элементы своей культуры. Европейцы следят за нашими обрядами, находят параллели между нашими и своими богами, пытаясь наладить контакт с духами. Культурного шока от сибирской действительности они не испытывают. Наоборот, находят в этой естественности гармонию.
Валюта для общения с богами
- С какими проблемами к вам обращаются?
- Чаще всего с проблемами здоровья. Кто-то пожалуется на обычную сыпь, которая не хочет проходить. Кто-то приедет, уже отчаявшись получить помощь: больные онкологией, диабетом, ВИЧ-инфицированные. Я молюсь о каждом, но дальше всё зависит только от высших сил. Бывает, узнаю о визите человека заранее. К примеру, за пару дней без всяких причин может начаться аллергия. Тогда я уже примерно понимаю, с какой напастью приедет человек и где он её «заработал». У нас в шаманизме считается: если ты заболел, значит, где-то по жизни ошибся, либо когда-то ошиблись твои родители. Так же часто люди сетуют на неудавшуюся жизнь. Недавно женщина пришла. Плачет: помогите, сын пьёт. Женщине 80 лет, сыну за 60. Оба уже жизнь прожили, но ничего не сделали, чтобы её поменять. Мама сына одна воспитывала, вот и получился с бабским характером. Я провёл обряд. Женщина после звонит, благодарит - сын перестал пить и пенсию у матери отбирать, на работу устроился.
- Бывают случаи, когда вы отказываете людям в помощи?
- В тех ситуациях, когда приезжают с нечистыми помыслами. Если просят навредить другому человеку, который чем-то насолил.
- Почему шаманы для обрядов так часто используют водку?
- Вся вселенная состоит из углерода, кислорода и водорода. Спирт выступает неким объединяющим веществом нашей вселенной. Не знаю, откуда это повелось, но считается, что алкоголь на небе является валютой и топливом. С его помощью мы общаемся с богами. Но я, как шаман, категорически против употребления алкоголя человеком. Боги пусть пьют, а людям от этого только вред.
- Ангарск под защитой богов?
- Выскажу личные наблюдения. В последнее время Иркутская область переживает катаклизмы. В то же время в Ангарске всё спокойно. Здесь ровный климат, нормализовалась социальная обстановка. Наш город - лидер во многих областях. Хочется думать, что это не только плод работы администрации, но и усилий шаманов.
Максим ГОРБАЧЁВ
Фото Любови ЗУБКОВОЙ