Ангарские учителя восстали против «географа»

В наступившем году исполняется 35 лет клубу друзей кино «Ракурс». За этот немалый срок клуб успел пережить и золотые времена, и период упадка. Успел впасть в кому на долгие семь лет, а после выйти из небытия и продолжить удивлять гостей Дворца культуры «Нефтехимик» высокохудожественными, подчас даже экзотическими картинами, которых не встретишь на экранах других кинотеатров. О том, остаётся ли сегодня кино важнейшим из искусств, мы поговорили с руководителем клуба Юрием Андрейчуком.


Для сценария можно зреть полжизни
- Юрий Васильевич, известный факт: мамой клуба «Ракурс» была Татьяна Викторовна БАЧИНА. Как вы с ней познакомились?
- Она была большим ценителем кино, в особенности серьёзного авторского кино. Обожала фильмы, связанные с искусством, балетом. Осенью 1986 года, когда недавно созданный клуб только делал первые шаги, я приехал домой после первой сданной во ВГИКе сессии. Дай, думаю, схожу, посмотрю хорошее кино. А в итоге попал на первое перед началом сезона заседание клуба. Татьяна Викторовна, обращаясь к зрителям, спрашивает: «Быть может, есть среди вас специалисты, способные профессионально рассказывать о кино?». Я и поднялся с кресла.
- Вы же поехали поступать во ВГИК в 27 лет, уже будучи учителем физики. Это не поздно?
- Да (смеётся), и на пенсию тоже ушёл учителем физики. Но страсть к кино никогда не покидала. Я заболел им ещё в 13 лет, когда увидел «Ночь Кабирии» Федерико ФЕЛЛИНИ. Отработав в школе четыре года, в один момент понял, что созрел, и поехал поступать на заочное отделение. Что называется, без отрыва от производства. Поэтому увольняться из школы не пришлось. А по поводу возраста… В нашей группе я был одним из самых молодых. К примеру, наш староста - директор кинотехникума из Ростова. Так он в 50 лет абитуриентом заделался. Я поступал на сценарно-киноведческий факультет, а туда, за редким исключением, идти зелёным юношей мало толку. Нужно сперва жизненного опыта набраться, а иначе написанным сценариям нельзя будет верить.
- Вы так хорошо сдали вступительные экзамены, что вас взяли сразу на второй курс. Не жалеете, что, окончив институт, вернулись в Ангарск, так и не попробовав свои силы в столице?
- Я какими-то амбициями не страдал. Я изначально ехал учиться для себя. Мне интересно поглощать новые знания. Например, ещё до десятого класса я перелопатил всю французскую литературу. В 1970-х погрузился в рок-музыку. В 1980-х начался серьёзный период кино. В последние годы нахожу себя в поэзии. Жизнь - это непрерывный познавательный процесс. К тому же, если честно сказать, я ехал не только учиться, но и смотреть мировые киноновинки - до ангарских кинотеатров ведь доходили 1-2 зарубежных фильма. А в столице аккурат после каждой сессии начинался Московский кинофестиваль. На него премьеры привозили сразу после Канн и Венеции! Я до сих пор стараюсь ни одного московского фестиваля не пропускать.
Соперничать с шубами бессмысленно
- Правда, что в 80- 90-е годы ангарскому клубу не было равных в Иркутской области?
- Чистая правда. В то время «Ракурс» был единственным в Приангарье клубом столь высокого уровня. В перестройку как раз начали ослаблять гайки. Стали появляться новые картины. В то же время в Италии умирает Тарковский, и с его картин в СССР снимают запрет. У Татьяны Викторовны были хорошие связи в Иркутском областном кинофонде, и мы брали там ленты для показа в Ангарске, а после возвращали. Некоторые картины из кинофонда я даже в школе детям показывал. Клуб работал в большом зале «Нефтехимика» как обычный кинотеатр. Тогда зритель был ещё не перенасыщен разного рода зрелищами. Случались показы, от которых балкон ломился. До сих пор помню, как на фильм «Господин оформитель» набился весь зал, ставили дополнительные стулья. По тем временам это был настоящий триллер. Примерно тогда же директор ангарского кинопроката Павел КРАВЧЕНКО приглашал в Ангарск известных артистов. Он любил их селить в главный номер гостиницы «Сибирь» в 89 квартале. Окна прямо на кинотеатр «Мир» смотрели. В таком номере жил, к примеру, Алексей ЖАРКОВ. В конце 80-х он был на пике популярности. Павел тогда пригласил меня к Жаркову на 50 грамм - актёр любил это дело. В последний раз «глыба» приезжала в 2011 году - режиссёр Александр СОКУРОВ. Его «Росатом» привёз. В малом зале «Мира» он на плёнке показывал свою картину о чеченской войне «Александра» - «цифру» режиссёр не признавал и не признаёт. Мы, кстати, в одни годы с Сокуровым во ВГИКе учились, только на разных факультетах.
- В 2013 году «Ракурс» возобновил свою деятельность после долгого перерыва. Помните, какую картину тогда показали первой?
- Такое не забудешь - «Географ глобус пропил». После киносеанса в городе ещё долго не стихала общественная дискуссия. Особенно были взбудоражены учителя - они возмущались, что педагога показали именно таким. Резонанс был огромный, даже несмотря на то что в широкий прокат фильм так и не вышел.
- Эту картину вы показывали уже в малом зале. Не тесно стало после переезда?
- Сейчас всё тяжелее заманить зрителя на кино, над которым нужно подумать. Поэтому размещаемся нормально. Единственное, временами приходится «соперничать» с распродажами шуб. Но так как конкурировать с шубами бесполезно, сезонно мы переносим киносеансы на второй этаж, в паркетный зал. Там даже удобнее - места больше.
В «Левиафане» нет надежды
- Знаю, вы читаете лекции в школах. Молодёжь воспринимает серьёзное кино? Или только попкорн?
- К слову, некоторые дети проявляют интерес, но только старшеклассники. Рассказывать о ТРЮФО восьмиклассникам бессмысленно. А кто-то из выпускников после урока может подойти и расспрашивать о тонкостях поступления во ВГИК. В лицее №1 одна девочка есть - она к нам в клуб ходит и параллельно сама устраивает кинопоказы в лицее. Рассказывала, что показывала одноклассникам «Бунтарь без причины» 1955 года с Джеймсом ДИНОМ. Такие дети - штучный экземпляр.
- А хорошие в будущем режиссёры среди молодых ангарчан видны?
- В 2013 году мы проводили в Ангарске первый этап Всероссийского фестиваля «REC». Здесь оценивали киноработы не только со всей области, но и из других уголков Сибири. Но первое место взял ангарчанин Владислав УДИНЦЕВ. Ему тогда всего лет пятнадцать было, но оригинальный текст, который он использовал, был будто написан глубоко зрелым человеком. Его фильм мы потом отправили на всероссийский этап фестиваля в Питер, и картина взяла там приз. Кому-кому, а Владу нужно было как можно скорее поступать на режиссёрский. Но, кажется, он отошёл от кино. Мы с ним давно не общались, но мне до сих пор обидно, что он зарыл талант в землю. Его картины «Собеседник» и «Человек один» я и сейчас дома пересматриваю.
- Современное российское кино принято ругать. Поддерживаете общее мнение?
- С одной стороны, сегодня российскому кинематографу не хватает серьёзных фильмов, не хватает осмысления того, что творится вокруг. С другой стороны, даже прекрасные режиссёры в последнее время страдают от безысходности. Как я люблю первые фильмы Андрея ЗВЯГИНЦЕВА «Возвращение», «Изгнание» и «Елену»! Но его «Левиафан» мне категорически не понравился. Там нет надежды. Даже в самом тяжёлом фильме может быть светлый финал. Но такие картины, как «Карп отмороженный», появляются раз в 10 лет. Не видел? Посмотри обязательно!
- Ученик уже упомянутого вами Сокурова ‎Кантемир БАЛАГОВ в прошлом году выпустил фильм «Дылда» с иркутянкой Викторией МИРОШНИЧЕНКО в главной роли. Фильм даже оказался в шорт-листе премии «Оскар», но в окончательный список номинантов его так и не пустили. Считаете, справедливо?
- Артхаусные фильмы никогда особенно не ценились организаторами премии, поэтому я не удивлён. К тому же «Дылда» мне понравилась гораздо меньше, чем его предыдущий фильм «Теснота». Там Кантемир рассказывал про Кавказ и был в своей тарелке. А в «Дылде» - блокадный Ленинград. Чувствуется, что для молодого парня из Кабардино-Балкарии это чужая система координат.
- Какой фильм посоветуете к просмотру нашим читателям?
- Отечественная картина «Окраина» 1998 года. Это своего рода чёрно-белая сказка, в которой показана Россия 90-х, но с отсылками к прошлому. В фильме даже музыка из «Чапаева» играет. Крови здесь не меньше, чем у ТАРАНТИНО, но в то же время в киноленте затрагиваются многие общечеловеческие вопросы.

КСТАТИ:
Традиционно клуб «Ракурс» собирается для просмотра киношедевров каждую вторую и четвёртую субботу месяца в 17.00. Февраль будет посвящён итальянскому кино. В малом зале ДК «Нефтехимик» можно будет увидеть фильмы Федерико Феллини и Пьера Паоло Пазолини.
Дмитрий ДЯГИЛЕВ