«Продолжаем поиск новых проектов»

АЭХК готовит к запуску новые производства
Признаюсь, попасть на Ангарский электролизный комбинат - моя давняя мечта. Хотелось посмотреть, как оно там всё крутится-вертится, ощутить масштабы огромной промышленной махины, задать миллион вопросов о работе установок и наконец-то узнать, будем ли я и мои коллеги «светиться в темноте» после посещения промплощадки, как уверяют «знатоки». Возможность увидеть производство и пообщаться с руководством комбината прессе представилась накануне Нового, 2020 года. Как раз в те дни, когда мы постепенно останавливаемся, оглядываемся на уходящий год и строим планы на будущий.

В вечном движении
С момента исторического пуска первой очереди корпуса диффузионного завода Ангарского электролизного химического комбината в 1957 году производство по обогащению урана не останавливалось ни на секунду. Под строгим контролем специалистов топливной компании «Росатома» «ТВЭЛ», с соблюдением всех возможных норм и стандартов мирный атом работает на благо страны, обеспечивая топливом АЭС. Они в свою очередь позволяют нам пользоваться таким привычным благом цивилизации, как электричество.
- Конечно, для человека, который в первый раз видит наше производство, всё это кажется космосом. Вы же все, наверное, представляли, что центрифуга - огромная крутящаяся шумная конструкция, а здесь всё иначе, - рассказывает журналистам, приглашённым на экскурсию в цех разделения изотопов урана, генеральный директор АО «АЭХК» Александр ДУДИН.
Оборудование этого цеха было запущено в 1990 году и функционирует без каких-либо остановок. Сегодня разделительное производство работает в режиме «шахты»: продукция вырабатывается из «богатых» отвалов - обеднённого гексафторида урана, оставшегося от прежнего метода обогащения диффузионным способом. Уровень развития современных технологий обогащения урана позволяет дополнительно извлекать из ОГФУ такое количество урана-235, которое делает экономически оправданным его повторное использование. Сегодня он является ценным стратегическим сырьём.  
Такой подход позволяет экономить природную базу урана. Готовую продукцию АЭХК поставляет на родственные предприятия, которые занимаются дальнейшим дообогащением. Заметим, «дважды обеднённое» сырьё можно перерабатывать и дальше при помощи технологий обесфторивания, получать плавиковую кислоту и безводный фтористый водород. Каждое из веществ реализуется на рынке как отдельная сертифицированная продукция, используется в химическом производстве и является звеном ядерного топливного цикла.
Мировые стандарты безопасности
Существующие запасы ОГФУ на площадке АЭХК позволят предприятию пользоваться продукцией из «богатых» отвалов до 2035 года. У читателя, возможно, возникает вопрос, как и где хранится этот урановый продукт до начала его разделения и извлечения нужного для производства топлива урана. Рассказываем. Наибольшее количество ОГФУ хранится на площадках шести мировых корпораций в восьми странах мира. Обеднённый гексафторид помещается в специальные герметичные толстостенные контейнеры.
- За всю историю мировой атомной промышленности не произошло ни одного существенного инцидента по международной шкале INES, связанного с хранением ОГФУ. Обеднённый гексафторид урана примерно в два раза менее радиоактивен, чем природный гексафторид урана, - отмечает Александр Дудин.
Беспокойства по поводу нарушения целостности контейнеров, где хранится сырьё, нет. За последние три года на предприятиях разделительно-сублиматного комплекса атомной отрасли России было проведено 10 международных аудитов. Несоответствий, в том числе в сфере обращения с ОГФУ, эксперты не выявили. Это значит, что сомневаться в безопасности производства никакого смысла нет, а «светиться» нам придётся только любопытством.
Если говорить о возможном вреде, который комбинат наносит окружающей среде, можно привести всего одну цифру из Государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды Иркутской области»: в общем объёме выбросов в Иркутской области на долю АЭХК приходится всего две тысячных процента, остальные 99,998% - загрязнения, которые выпускают в атмосферу предприятия нефтехимии и теплоэнергетики.
Неядерные перспективы
С 1 апреля 2014 года по решению госкорпорации «Росатом» на АЭХК остановлен сублиматный комплекс - технологическая линия связанных производств безводного фтористого водорода, фтора и гексафторида урана. Тогда всерьёз и заговорили о перспективе развития неядерных производств.
Параллельно с разработкой новых проектов, не связанных с мирным атомом, специалисты проводят работы по подготовке к выводу из эксплуатации объектов, в которых ранее размещалось диффузионное оборудование. Это здания двух цехов - №802 и №804, склад и пункты хранения отходов. Общая площадь зданий №802 и №804 - более 176 тысяч квадратных метров. На сегодняшний день дезактивировано оборудование и демонтированы строительные конструкции здания №804.
А вот новые направления уже стали частью производственной деятельности комбината. В 2019 году удалось вывести на полную мощность участок получения бифторида калия. Эта продукция используется не только предприятиями ТВЭЛ, но и компаниями, специализирующимися на производстве авиационных двигателей.
- Был у нас раньше участок производства бифторида - мы промониторили, увидели, что есть на него спрос, а значит, мы можем его продавать и получать прибыль. Мы модернизировали производство, создали новые рабочие места, участок теперь работает на полную мощность. Но и это не предел - мы хотим с бифторидом присутствовать не только на внутреннем рынке «Росатома», но и занять устойчивую позицию на общероссийской площадке, - делится планами руководитель комбината.
Специально для АЭХК была создана инновационная технология по производству гидроксида лития, используемого для изготовления батареек и источников питания в современных смартфонах и планшетах. Работы по монтажу новой линии уже ведутся, к 2023 году планируется создать крупнотоннажное производство гидроксида лития.
В разработке ещё несколько перспективных неядерных проектов. В ближайшие четыре года на АЭХК планируется запустить линии по производству новых продуктов: полианионной целлюлозы, используемой в нефтяной промышленности как элемент буровых растворов, и гипохлорита кальция, который помогает обезвреживать опасные вещества при добыче золота.
- Мы продолжаем поиск проектов. Понимаем, что все новые производства должны быть привязаны к существующему продукту, чтобы это была некая комплексная задача, направленная на развитие всей компании, - подытожил Александр Дудин и заметил, что руководство комбината всегда открыто для общения. Если есть какие-то вопросы и желание понять, насколько безопасно давно существующее или новое производство, то возможность выстроить диалог всегда найдётся.
Вот такие планы, перспективы и итоги. А для многих из участников пресс-тура открытием года стал сам комбинат, руководство которого держит курс на развитие, превращая неповоротливый промышленный гигант в структуру, способную вливаться в общие в бизнес-тенденции, не зацикливаться на устаревших задачах и выдерживать здоровую конкуренцию, соблюдая все общемировые стандарты безопасности.
Наталья СИМБИРЦЕВА