«Ласточку» в огонь не бросаем

Наши журналисты поехали знакомиться с добровольными пожарными Савватеевки
- Слышишь? Как ласточка, поёт, - гордо сверкает глазом Александр ГОРОДОВСКИЙ под гладкий рокот пожарной машины. - Двигатель прошлой осенью откапиталили.
Играя на солнце красно-белыми боками, ЗИЛ выкатывает из гаража-дежурки на улицу Совхозную (самое сердце села). На кабине красуется надпись: «ДПН Савватеевка». В этот раз ни водитель, ни машина не спешат, потому что мы просто попросили вывести «пожарку» для фото. Тот случай, когда желаешь автомобилю только таких, дефилирующих выездов. К сожалению, из своего гаражного гнезда на работу АЦ-40 выбирается значительно чаще. Особенно жаркие дни у «ласточки» выдаются по весне.

Старый ЗИЛ на пенсии в трампарке
Владимира Владимировича КОМАРОВА савватеевцы ещё уважительно называют ветераном добровольной пожарной охраны села. Без малого 30 лет он бросает все дела, прыгает за баранку ЗИЛа и спешит на сигнал тревоги. Сам Владимир Владимирович на это скромно добавляет:
- Пожарка на селе с 71-го года работает, а я значительно позже пришёл. С того, первого состава уже никого не осталось - все на кладбище. В живых только ЗИЛ, но не этот, а прежний. Его в 93-м списали. Никогда не догадаешься, где он сейчас! В ангарском трамвайном депо «техничкой» работает!
Новая автоцистерна встала на службу в том же 1993 году. Её второй пилот - многолетний директор ДК «Нива» Александр Васильевич Городовский.
- Дашь машине 26 лет? - задаёт корреспонденту вопрос с подвохом Александр Васильевич. - То-то же. Краска, считай, свежая. Мы мало того что движок перебрали, ещё и цистерну заварили. В общем, заботимся о «ласточке» как можем. Жалеем, в огонь не бросаем. Она одна нас спасает. От Ангарска до Савватеевки 35 километров по извилистой дороге. Из города пожарка 40-50 минут едет. За это время столько дворов в угли превратится!..
Тушить дом сбежится полсела
Например, в Германии профессиональные пожарные части существуют только в крупных городах, а по всей остальной стране традиционно действуют исключительно пожарные-добровольцы. Вот и Владимир ПУТИН в 2011 году подписал Федеральный закон «О добровольной пожарной охране». Этот документ один из немногих за последние 20 лет отступил от принципов федеральной вертикали в пользу местного самоуправления, наделяя муниципалитеты полномочиями по защите от пожаров на удалённых территориях с привлечением самих жителей. Только добровольческие традиции Савватеевки старше президентских указов, а движущей силой волонтёрства здесь остаются не законы, а здравый смысл: в огне чужой беды не бывает.
Кроме Савватеевки, пожарная команда охраняет деревню Звёздочка и окружённый лесом Новоодинск (до него 7 километров), а также некоторые близлежащие садоводства. Уезжать слишком далеко и бросать село без защиты нельзя. Сегодня в ДПК Савватеевки 9 человек личного состава. Не только мужчины, но и женщины (за ними и диспетчерская, и профилактические беседы). У каждого своя основная работа: в котельной, на ферме, на «индейке», в сельской администрации. Но по тревоге как минимум половина состава сможет сорваться с работы и максимум через 15 минут станет биться с огнём до прибытия федеральных сил. Ничего не поделаешь, бывает, спустя три часа после бессонной ночи, потраченной на тушение огня, приходится выезжать уже к новому очагу. В напряжённые дни и работа, и семья временно отходят на второй план.
- В былые времена у нас даже пожарный пункт был - водители посменно дежурили, - вспоминает диспетчер команды, специалист администрации по Савватеевской территории Татьяна ИВАНОВА. - Сейчас финансирование на это, увы, не выделяют. Мы надеемся, что в будущем пункт возобновит работу. Но у нас не бывает таких случаев, чтобы родные добровольцев отговаривали их в очередной раз бежать на борьбу с огнём. Все понимают: случиться может с каждым. Если, не дай бог, вспыхнет дом, примчатся не только добровольцы - полсела прибежит. Один сосед в окно смотреть не будет, как другой горит.
Страдают от собственной глупости
Тут Татьяна Иванова начала искать дерево, по которому постучать:
- В последнее время дома в Савватеевке не горят, а лесные пожары не угрожали населённым пунктам уже несколько лет. В последний раз тушили баню на Кордоне года три назад. Только у одного бедолаги-фермера служебное помещение вспыхивает по два раза в году. Разделку печного отопления он сделал неправильно, вот и горит. Свою группу риска мы хорошо знаем: у кого печи треснутые, кто с сигаретой дремать может, а у кого дети - юные пироманы. Как правило, побеседовать и погрозить пальцем - уже хватает. Куда чаще приходится ругаться с дачниками. Порой такие абсурдные ситуации бывают! Сначала мусор сжигают, а потом смотрят, как огонь уже на дом перекидывается - страдают от собственной глупости. Многие весной по старой традиции продолжают палить траву. Старые люди ещё соблюдают правила: жгут в безветренную погоду и только утром, пока роса. А молодёжи море по колено - палят не задумываясь.
- Поджечь траву - дело секунды, а чтобы пал затушить не один час потребуется, - добавляет Александр Городовский. - На машине не подъедешь. Один путь: противопожарный ранец на спину - и пошёл. Хорошо, если ручеёк рядом бежит, чтобы крышкой воды начерпать. А если нет, бежишь с опустевшим ранцем до машины три километра, а потом обратно. Неслабая физкультура.
Рано Кольке ещё в добровольцы
Эта весна выдалась горячей для всей области. Савватеевка не стала исключением. Вместе с засушливым маем работы пожарным добавляли чьи-то беспокойные руки.
- Несколько раз на одном и том же месте горело. Явно поджог. Наверное, кто-то нас на прочность проверял, - предполагает директор «Нивы». - Приходилось даже выезжать за зону нашей ответственности, например, когда горело возле СНТ «Монтажник-2».
- А последними подожгли подходы к Звёздочке, - вспоминает Владимир Владимирович. - Хорошо, ветра не было - успели затушить, иначе огонь мог перекинуться и на лес, и на деревню.
Тут мы спрашиваем мужиков: с какого возраста в добровольцы берёте?
- В прошлом году мы Сашку-фермера приняли, - отвечает Александр Васильевич. - Он самый молодой у нас - 35 лет. Мы долго к нему присматривались - ждали, когда созреет. Парень-то он надёжный. А ещё мне нынче Колька ЗАВЬЯЛОВ понравился. У нас он пока не числится. Но на своём тракторе пригонял подсобить.
- Рано Кольке ещё в добровольцы, - возражает Владимир Владимирович. - 18 лет всего. Пусть сперва в армию сходит, тогда заберём. Стихия не игрушки, а мы не няньки.
- А ложные вызовы бывают?
- За последний месяц дважды, - говорит Татьяна Иванова. - В первый люди забили тревогу, что на подъезде к селу дом горит. Нам даже из Новоодинска позвонили. Оказалось, подростки зажгли дымовую шашку. Во второй - машина врезалась в дом, и запарил радиатор. Не назвала бы это полноценными ложными вызовами. Люди перестраховались, и правильно. Это лучше, чем недооценивать опасность. У нас в обоих соседних поселениях зоркие люди проживают. За каждым старостой закреплена рында-ревун. А в Новоодинске к тому же живёт член нашей команды Владимир Петрович МЕЛЬНИКОВ. Сейчас он на пенсии, но за плечами 25 лет в милиции. Поэтому бдит в оба глаза, и противопожарный ранец у него под рукой.
Обычно за масштабами техники и кадров профессиональных пожарных труды добровольцев, вступающих в борьбу с огнём раньше федералов, остаются незамеченными. В этом году на Дне села савватеевцы решили исправить несправедливость и отметили своих героев памятными медалями. Ещё один повод для радости добровольцы получили от администрации округа. Сперва у гаража-дежурки обновили крышу, а в этом году заменили батареи и вставили пластиковые окна, чтобы «ласточка» больше не мёрзла. В планах на следующий год - покрасить и побелить помещение.
Дмитрий ДЯГИЛЕВ
Фото автора