Есть такая работа - снаряжать в путь поезда

По станции Ангарск Транссибирской магистрали за сутки транзитом в обе стороны проходит порядка 160 грузовых поездов и 24 - пассажирских. Интервал движения - 7 минут. В непрерывное течение вливаются составы с продукцией ангарских промышленных предприятий. Погрузкой, разгрузкой, формированием составов, их отправкой занимаются железнодорожники станций Суховская, Суховская-Южная, Китой-Комбинатская. 4 августа они отметили свой профессиональный праздник. Главное не скорость, а мощность


С главным инженером станции Суховская Антоном ПЕТРОВЫМ мы стоим на виадуке. Внизу на 19 железно-дорожных путях длинные ряды цистерн теряются в дымке от таёжных пожаров. Ежесуточно на станции находятся до 2000 вагонов. - В основном перевозим нефтепродукты АНХК, - рассказывает Антон Викторович. - За семь месяцев текущего года отправили 3 млн 885 тыс. тонн продукции: дизельного топлива, мазута и бензина.
- Объёмы перевозок остаются на одном уровне?
 - Ежегодно растут. В 2019-м мы на 10% превысили аналогичные показатели 2018 года.
- Куда отправляете составы?
- 90% погрузки - на восток страны: в Восточную Сибирь, Забайкальский край, на Дальний Восток. Ангарские нефтепродукты отгружаем на экспорт: в Монголию, Китай, страны СНГ, Латвию и Эстонию.
- Скорость доставки высокая?
- При существующей загруженности железной дороги важна не скорость, а мощность. Если раньше локомотивы возили составы по 4-6 тыс. тонн, то сейчас новые электровозы 3ЭС5К способны тянуть 7 тыс. тонн, а это 82 вагона. На сегодняшний день Транссиб - одна из самых напряжённых железных дорог в РФ. Сейчас её ресурс задействован на 100%. Единственный путь увеличить грузопоток в восточном направлении - развитие БАМа.
- Проблемы с кадрами на станции Суховская есть?
- У нас в настоящий момент вакансий нет. Рядом два крупных города - Ангарск, Иркутск. В областном центре - университет путей сообщения. Молодые специалисты к нам идут охотно. А вот на севере региона кадры нужны.
Суховская - мой размер
Мы прошли по рабочим местам, и я заметила, что среди железнодорожников много молодых людей. Впрочем, главный инженер тоже из молодых и перспективных.- В детстве на каникулы ездил в Тайшет к бабушке. Увлекало путешествие на поезде, интересно было узнать, как устроена железная дорога, как она действует. После школы поступил в ИрГУПС, а потом пришёл на Суховскую. Ничего особенного - классика жанра, - замечает Антон Викторович. После окончания университета молодой специалист с дипломом инженера отправился работать составителем. Как говорят железнодорожники, смену висел на вагонах.
- Было время вникнуть в специфику рабочих профессий. Зато сейчас достаточно услышать по рации, чем занята бригада, и я уже знаю, на каком она участке, какие операции производит. Позже начинающему инженеру пришлось по кругу пройти несколько станций. - Везде свои характерные особенности, интенсивность движения, объёмы перевозок. Доводилось работать в Тырети, где солерудник. Для начинающего специалиста интересно, но мне к тому времени уже хотелось других масштабов.

- Суховская - ваш размер?
- Да. Интересная станция со своей историей.
Одна кнопка вместо 20 башмаков
Осталась бы она обычным полустанком, если бы не строительство химического комбината по производству жидкого топлива, которое было необходимо для восстановления страны в послевоенное время. Для доставки оборудования и стройматериалов требовались приёмно-отправочные пути, эстакады, склады. Но это было только начало! С переходом на нефтепереработку объёмы перевозок значительно выросли. Тогда было принято решение строить на Суховской сортировочную горку. Первый наливной порожняк был распущен в 1975 году.
 - Сейчас здесь многое изменилось?
- Технология формирования составов не меняется десятилетиями. Составитель как висел 40 лет на вагоне, так и сейчас висит. Но технические возможности уже совсем другие. Недавно мы заменили старые маневровые тепловозы на новые, с двумя двигателями, мощные и экологичные. В следующем году на пяти путях установим механизированное стационарное устройство закрепления вагонов. После чего, вместо того чтобы вручную устанавливать 20 башмаков, достаточно будет нажать одну кнопку, - объясняет главный инженер. Оказывается, вагоны до 80% рабочего времени находятся не в пути, а на станциях - погрузка, разгрузка, формирование составов. Сейчас на отправление поезда в путь по нормативу полагается 12 часов, критическое время - сутки. Если на одной операции сэкономить 20 минут, на другой - 15, дальше последует цепная реакция - время простоя сократится, производительность подвижного состава увеличится.
- Как, по-вашему, изменится станция Суховская через 10 лет?
 - Кардинальных изменений, думаю, не произойдёт. Но, безусловно, последует техническое перевооружение, совершенствование информационных технологий, улучшение условий труда. Надеюсь, все изменения будут к лучшему.
 Ирина БРИТОВА