Свежий номер
«Чернобыль» - деревянный американский сериал…»
Замечательная работа у ангарчанина Евгения Новицкого. Он кинокритик. Его дело - смотреть кино. Начал с того, что просмотрел 366 фильмов и на каждый написал рецензию. По отдельности они были опубликованы в разных печатных зданиях, а все вместе вышли в книге «Кино на каждый день» - авторской энциклопедии новых фильмов 2011-2015 годов. Уточним, «новых» на год издания. С тех пор появился сборник «50 культовых советских фильмов» (это ещё 202 картины). А Евгений продолжает изучать свежую продукцию кинематографистов всего мира и вести нас, как лоцман, в море кино.
В библиотеке в ДК «Нефтехимик» находится собрание его сочинений, а на прошлой неделе состоялась встреча с автором. Вопросы там задавали читатели.
- Евгений, почему предметом для изучения вы выбрали именно кино?
- Это самый массовый и доступный вид искусства. Кино смотрят все. Рецензии на кино - наиболее лёгкий путь к читателю. С романами, художественной литературой сложнее пробиться.
Кстати, первый выход к читателям Евгения Новицкого состоялся в литературно-художественном журнале «Волга XXI век» (№3, 2008 год) с дебютным романом «Лучшая книга о любви». На следующий год в том же издании увидело свет его очередное произведение - «Мefистоfeль forever». Как заметил Евгений, есть и другие художественные вещи, но это «экспериментальные романы, пока не предназначенные для печати».
Меж тем его взгляд на мировой кинематограф интересен издателям и востребован у любителей кино.
- На какие средства издаёте свои книги?
- На средства издательств, а также на гранты, которые государство выделяет на выпуск культурно значимых книг. Издавать литературные труды на свои деньги считаю неправильным, для меня это значит, что они никому не интересны. Тиражи сборников рецензий невысокие, от 1000 до 3500 экземпляров, потому они сразу становятся редкостью.
- Кто ваш любимый режиссёр?
- Леонид ГАЙДАЙ. Гений, который точно знал, как зацепить внимание широкого круга зрителей. Его комедии били рекорды в Советском Союзе по количеству просмотров. Они демократичные, их с удовольствием смотрят дети и интеллектуалы, которые предпочитают артхаус и ТАРКОВСКОГО. И это по-прежнему работает. Все фильмы Гайдая я готов смотреть бесконечно. Их даже слушать можно, а картинки в голове уже отпечатались.
В 2017 году в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» вышла книга Евгения Новицкого «Леонид Гайдай».
- Я собрал множество материалов, воспоминаний, разрозненных сведений под одной обложкой. Получилась книга о его биографии и творчестве, - пояснил он.
- Нужна ли в кинематографе цензура?
- Благодаря цензуре созданы лучшие советские фильмы. На худсоветах обсуждался каждый кадр, каждая фраза. Чтобы создать шедевр, приходилось вкладывать немало труда. Потом великое советское кино погубили отсутствие цензуры и гласность. Когда отменили худсоветы, перестала сдерживать идеология, наружу полезли безвкусица, пошлость. На мой взгляд, это погубило творчество РЯЗАНОВА, МИХАЛКОВА. Кино пошло на убыль.
- Что нужно посмотреть обязательно из новинок, вышедших в последние годы?
- Единственный ориентир - имя режиссёра. Их немного, чтобы получить представление о современном кинематографе. Среди европейцев - датчанин Ларсен ТРИЕР, франзцуз Гаспар НОЭ, австриец Михаэль ХАНИКЕ. Из русских режиссеров - Алексей БАЛАБАНОВ, Кира МУРАТОВА, Алексей ГЕРМАН. Их, к сожалению, уже нет в живых, но они по-прежнему мэтры мирового значения. Ну и американцы: Мартин СКОРЦЕЗЕ, Квентин ТАРАНТИНО, Вуди АЛЕН, Джим ДЖАРМУШ, братья КОЭНЫ, Дэвид ЛИНЧ. Фильмы этих режиссёров можно смело смотреть, остальные - с оглядкой.
- В числе последних киноновинок, которые активно обсуждаются, сериал «Чернобыль». Вам он понравился?
- Деревянный американский сериал. Стоит оценить работу декораторов, художников и научных консультантов, которые смогли создать СССР 1986 года. Когда смотришь, веришь, что это снято в те годы. Но создатели не прониклись духом советских людей. Для них это представители эпохи тоталитаризма - запуганные, затравленные, идеологические монстры. Люди ходят, как роботы, произносят чеканные фразы. В этом смысле фильм ужасный.
- Не все с вами согласятся. Как относитесь к критике?
- Похвалы вызывают подозрение. А жёсткая критика - искренна. Её читаю с интересом.
Я после встречи с интересом читаю рецензии Евгения Новицкого: у меня нет времени смотреть плохие фильмы. А он посоветует кино, которое, как говорят в «Кин-дза-дза», вполне себе «Ку!».
Ирина БРИТОВА