Большая волна

- Сил уже никаких нет. Я засыпаю и просыпаюсь со слезами. Нам, конечно, легче, чем тулунчанам, их совсем смыло. В дом моих родителей зашла вода, погибли все вещи, техника, в огороде унесло все надворные постройки, мы сейчас по пояс в иле, глине, грязи, но мама с папой     живы, и это самое главное. Их дом на месте. Многие же люди живут в эвакопунктах, потому что возвращаться им больше некуда…

Этот телефонный разговор состоялся у нас с Татьяной ШЕРСТНЁВОЙ, специалистом администрации Ангарского округа, спустя пару дней после того, как затопило Нижнеудинск. Именно туда вода пришла первой. Затем наступила очередь Тулуна - кадры, как дома уносят потоки бурлящей воды, через соцсети и информагентства облетели всю страну. Вода также дошла до Тайшетского, Чунского и Зиминского районов.
Названия этих речек ещё вчера не знало большинство жителей Иркутской области. Что уж говорить про всех остальных россиян. Небольшие Ия, Бирюса, Уда, Застрянка - некоторые в обычное время можно вброд перейти, - соединившись, образовали многоводные потоки. 27 июня в Иркутской области был введён режим чрезвычайной ситуации.
По бурлящим потокам, как по океану
Когда стало известно, что в городе их детства начинается наводнение, Татьяна Шерстнёва с братом не стали испытывать судьбу, за час покидали в машину самые необходимые вещи и отправились в дорогу. С родителями связи уже не было.
- Когда мы проезжали Тулун, видели, что и туда пошла волна. Мы успели проскочить по трассе до Нижнеудинска. Буквально через несколько часов на Тулун обрушилась самая большая, четвёртая волна, которая стала сносить дома.
До родителей пришлось плыть уже на лодке. Их дом в частном секторе в самой зоне затопления, недалеко от реки Уда. Пока Татьяна добиралась до Нижнеудинска, четыре раза удавалось дозвониться до Службы спасения и все четыре раза к дому её родителей приезжали спасатели, пока вода ещё не подошла к дому.
- И все четыре раза мама с папой отказывались эвакуироваться. Они надеялись, что волна не дойдёт до них. Но самое главное - боялись мародёров. Когда же волна пришла, деваться было уже некуда. Мы пробирались до них по воде, как по бурлящему океану. До этого всю ночь и утро мои пожилые родители просидели в затопленном холодной водой доме.
Размыты кладбища и скотомогильники
70% Нижнеудинска затопило. Только до двух районов вода не дошла. До сих пор в воде стоят прибрежные районы, детские сады и школа, центральный парк, который в прошлом году отремонтировали по федеральной программе «Комфортная городская среда». Не легче и тем районам, откуда вода ушла. Как рассказала Татьяна, вода обнажила разрушенные дороги в многометровых рытвинах, завалы из сараев, туалетов, будок, погибших животных, досок, домашней утвари.
Размыты городское кладбище и скотомогильники. Но самое страшное - могильник лепрозория, куда ещё в царские времена свозили хоронить погибших от проказы.
- А на улице сейчас стоит жара. Отчасти такая погода спасает - мы пытаемся просушивать дома и вещи, но жара опасна, ведь так зараза распространяется быстрее. Мы опасаемся эпидемий разных инфекций: гепатита А, брюшного тифа. В пострадавшем от наводнения городе сейчас нет воды. Дренажные воды соединяются между собой, нельзя пользоваться скважинами и колодцами, потому что вода может быть заражена.
По словам Татьяны, гуманитарную помощь, конечно, раздают, но воды всё равно катастрофически не хватает. Несколько дней помощь поступала только по железной дороге, ведь из-за наводнения в Тулуне путь по трассе до Нижнеудинска был отрезан.
- Картины по погибшим у нас пока нет. Практически всех спасателей, которые были в Нижнеудинске, перебросили в Тулун. Там масштаб бедствия больше, волна туда пришла ночью, и сразу высокая, хотя площадь затопления больше у нас. Если тело не найдено, человека нельзя считать погибшим, а тела пока некому вылавливать и некому разбирать уличные завалы.
Буханка хлеба за 160 рублей!
Все, до кого мы смогли дозвониться, подтверждают информацию о мародёрах. Сотрудник нашей газеты Ольга ШПАКОВСКАЯ родом из Тулуна. Её подруга Светлана по телефону рассказала нам, что дома, из которых всё же эвакуировались жители, тут же грабили. Разворовывали магазины. А некоторые предприимчивые владельцы торговых точек сегодня… повышают цены на самые необходимые товары.
- В некоторых магазинах цены на хлеб взвинтили до 160 рублей за буханку! Аналогично и с ценами на бензин. В то же самое время другие предприниматели раздают из своих магазинов товары бесплатно. А те люди, которые сами пострадали, отдают последнее тем, кому совсем плохо.
«Болею, как за своих»
Во все времена в моменты тяжёлых испытаний в обществе параллельно живут гнусная мелочность, подлость и героизм с добродетелью. Ангарчане тут же откликнулись на беду соседей. Сегодня в округе работает много пунктов сбора помощи пострадавшим от наводнения. Поток машин, неравнодушных людей, несущих и везущих вещи и продукты, не ослабевает. Люди звонят в нашу редакцию, консультируются, как и куда лучше направить помощь.
К примеру, в Ангарском отделении Красного Креста активисты вещи принимают, сортируют и направляют в районы бедствия. Только что из Тулуна вернулась Виктория КАБАКОВА, которая увозила туда помощь. Спокойно рассказывать о случившемся и о том, как там выживают люди, у неё не получается. Она сама многодетная мама, с 2012 года входит в общественную организацию «Большая семья» и в «Общероссийский Красный Крест» с момента его открытия в Ангарске.
- Эмоции зашкаливают. Я всякое в жизни повидала, но находиться там просто невозможно, жутко. Но я хотя бы морально была готова - со школы отличник по ОБЖ, военной подготовке, охранник 6-го разряда плюс медсестра. А другие испытывают серьёзный стресс от увиденного. При этом героев там хватает. Я познакомилась с семейной парой, люди сами пострадали от наводнения, но помогают тем, кому ещё сложнее, - маленьким детям и их мамам. Им там сложнее всего приходится. Мне мои коллеги говорят, что я болею за этих людей, как за своих. А как по-другому?
Пока мы с Викторией разговариваем, она собирается в следующую поездку. На пункте скопились тонны вещей и продуктов, их пора увозить пострадавшим. Всего дня за три здесь уже собрали более 10 тонн самого необходимого.
- Мы ежедневно отправляем машины с помощью. Люди у нас молодцы. Несут даже не дешёвые, а достаточно дорогие, качественные продукты и вещи. Спасибо всем! Даже детские кроватки приготовили для отправки - там очень не хватает спальных мест, люди спят вповалку. Нужны матрасы, бельё, средства гигиены.
Когда Виктория в четыре часа утра приехала в Тулун, увидела, как мужчины в резиновых тапочках пытаются выловить из воды остатки своего имущества.
- Они выскочили из дома ночью в чём были. Многие практически раздеты. Нужна мужская одежда, а также из-за большой сырости нужны средства от комаров и средства для обработки царапин и порезов, ведь в воде плавает много обломков.
«Сам не ожидал, что столько людей отзовётся!»
Удивительно, как сплотила чужая беда ангарчан! Всех людей, кто по зову сердца несёт помощь или увозит её самостоятельно, не перечислишь. Общественные организации, предприниматели, обычные люди. Ангарчанин Рустам АБСАЛЯМОВ закупил продуктов и вещей более чем на 10 тысяч рублей. В 2001 году он сам пережил наводнение в Заларинском районе.
- Я был маленьким, и масштаб бедствия был совсем не таким, но я помню, как это страшно. Хорошо понимаю, с чем столкнулись люди. Всегда стараюсь помочь тем, кто попал в беду, а сейчас тем более не могу пройти мимо. Что купил? Самое необходимое: макароны, тушёнку, пасту, зубные щётки, а также детские и мужские вещи, бельё.
Многие ангарчане размещали призывы о помощи в соцсетях и группах мобильных телефонов. Одним из первых кинул клич ангарчанин Дмитрий КИРИЛЕНКО. Сбор помощи шёл прямо около ДК «Современник».
- Я разместил объявление, назвал место сбора, но я даже не ожидал, что столько людей отзовётся. Люди всё подъезжали и подъезжали.
Ангарчанка Ирина МАЙЕР тоже написала в группах телефона, а затем собирала вещи прямо по городу - далеко не все могут привезти их на пункты сбора.
К ликвидации последствий привлекаются отряды добровольцев. На подмогу в Тулун отправились и ангарчане волонтёры и спасатели. По словам спасателя Юго-западного поискового отряда г. Ангарска Олега МОРГУНОВА, сегодня основная задача - поиск людей.
Поможем всем миром
В администрации Ангарского округа под руководством мэра Сергея ПЕТРОВА два раза в день проходят «оперативки» разных служб и ведомств, участвующих в организации помощи пострадавшим в районе затопления. Работа ведётся по нескольким направлениям. Принято решение часть средств резервного фонда Ангарского округа направить на закупку товаров первой необходимости: питьевой воды, детского питания и памперсов, постельного белья, бытовой химии.
Важной задачей стала координация работы общественных организаций, предпринимателей, организация транспортных перевозок, погрузки и отгрузки гуманитарной помощи. Сначала была установлена связь с мобильным штабом Тулуна, затем, после открытия федеральной трассы, - с Нижнеудинском.
За подписью мэра были направлены письма на ангарские предприятия с просьбой оказать благотворительную помощь пострадавшим. Некоторые предприниматели сами увозят помощь на места. К примеру, АО «Каравай» уже в субботу отправило в Тулун машину со своей продукцией - 2 тонны хлеба и кондитерских изделий. Вчера ещё одна машина ушла с этого предприятия с дрожжами - в Тулуне открылась мобильная пекарня. Многие предприятия перечисляют денежные средства в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Сегодня в Ангарске практически решён вопрос с грузоперевозками до пострадавших районов. На безвозмездной основе предприятия АНХК, «Каравай» и «Стройкомплекс» выделили необходимое количество техники. Задействован также транспорт администрации округа: буквально вчера с гуманитарной помощью ушло два микроавтобуса. Вместе со специалистами администрации в район бедствия отправился и корреспондент нашей газеты. В следующем номере мы опубликуем репортаж с места событий.
…Хочется сказать всем огромное спасибо за неравнодушие! Мы ещё не раз вернёмся к этой теме. И расскажем о простых людях, предпринимателях, общественных организациях, которые повели себя достойно в этой непростой ситуации.

Справка
Куда нести-везти помощь?
•    Ангарское отделение ООО «Российский Красный Крест» - с 11.00 до 18.00 в рабочие дни: 30 кв-л, д. 4, офис 4. Тел.: 8(3955) 671-333, 8-950-080-27-28.
•    ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания «Веста»: 189 кв-л, дом 15а, тел.: 8(3955) 54-13-08.
•    Ангарское отделение «Единой России» - с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 17.00: кв-л 107, д. 3, оф. 65 (ул. Горького, 3, оф. 65), тел.: 8(3955) 52-92-73.
•    Центр поддержки общественных инициатив - с 8.30 до 21. 00, здание «Элеганта» (8 микр-н). Тел.: 8(3955) 51-77-51.
•    Совет женщин, 15 мкр-н, д.36, тел. 8-914-924-68-98.
•    Пункт в доме 36 микр-н, 15 - с 9.00 до 21.00. Тел.: 8-914-924-68-98.
•    Рынок «Народный» (13 микр-н), тел.: 8-908-651-26-45.
•    Комбинат детского питания (120 кв-л, стр. 5). Тел.: 8-983-405-62-09.
•    Военно-патриотическая школа «Мужество», кв-л Б, д. 16.
По данным мобильного регионального штаба по оказанию помощи пострадавшим, существует необходимость в организации доставки гуманитарной помощи. Для этого требуются малотоннажные и среднетоннажные грузовики (контактные телефоны: 52-30-00, 088).

Чем помочь?
Вещами и продуктами
Вода, детское питание, моющие средства, постельные принадлежности, полотенца, чулочно-носочные изделия, одежда (лёгкая и тёплая), обувь, средства гигиены, спальные мешки, посуда, кухонные принадлежности, продукты питания длительного хранения (консервы, крупы, подсолнечное масло и др.).
Просьба! Вещи приносить в чистом виде и нерваные. Продукты - непросроченные.
Деньгами
Оказать помощь людям можно не только предметами первой необходимости и вещами, но и денежными средствами. Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области открыт счёт для перечисления денежных средств для оказания помощи гражданам, пострадавшим от паводка.
Реквизиты на перечисление денежных средств от юридических и физических лиц для оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Получатель: Минфин Иркутской области (Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, л/с 80600060001)
ИНН 3808170986
КПП 380801001
БИК 042520001
Банк Отделение Иркутск г. Иркутск
р/сч 40302810400004000002
Назначение платежа: Код субсидии 806090920. Безвозмездные целевые перечисления от юридических и физических лиц для оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ОКТМО 25701000
КБК 000 0000 0000000 000 510

Комментарий
Вместе мы сможем справиться с последствиями стихии
Сергей ПЕТРОВ, мэр Ангарского округа:
- На Иркутскую область обрушилась беда. Тысячи людей остались без крова и средств к существованию. То, что мы должны помогать пострадавшим людям, ни у кого не вызывает сомнений. Часть средств резервного фонда Ангарского округа, предназначенного для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, мы направляем на приобретение и доставку гуманитарной помощи. Ангарчане: все неравнодушные жители, представители бизнес-сообщества - охвачены этим движением. Наша задача ещё и в том, чтобы аккумулировать общие усилия, сделать эту работу адресной и эффективной. Только вместе мы можем справиться с разрушительными последствиями стихии.

А как у нас?
В Ангарском округе угрозы подтопления нет
Алексей ФИЛАТОВ, начальник Службы ГО и ЧС администрации Ангарского округа:
- Мы ежедневно мониторим уровень реки Китой на двух гидропостах: один находится в посёлке Раздолье Усольского района, другой - в Ангарске, в микрорайоне Китой. На посту в Раздолье на прошлой неделе был зарегистрирован скачок уровня воды. Однако критические отметки составляют 260 см, и до этих цифр было ещё далеко - практически метр в запасе. В рамках режима чрезвычайной ситуации была установлена связь со всеми садоводческими товариществами и руководителями баз отдыха, которые находятся вдоль реки Китой. Сегодня ситуация не вызывает опасений. Уровень Китоя снова пошёл на спад. В Раздолье он упал на 21 см и составляет 94 см, в Ангарске уровень снизился на 12 см и составляет 161 см.

Официально 
Почему пришла вода?
Сибиряки недоумевают: дожди в Иркутской области идут каждое лето, разве реки могли настолько сильно разлиться из-за ливней? Может быть, причины наводнения в другом? Версий много.
По одной - паводок начался из-за того, что в горах растаял мощный ледник, или его могли специально взорвать. Вторая версия - вода поднялась из-за того, что «спускали» ГЭС. Ходят также слухи, что ледник взорвали именно для того, чтобы наполнить ГЭС. Официально учёные пока отвергают все эти версии.
- На самом деле всё проще. Над Сибирью стоял мощный антициклон. Раньше осадки наступали на нас с запада и постепенно ослабевали. Сейчас циркуляция циклонов изменилась, они идут то с севера, то с юга. Гидрометцентр, Институт вычислительного моделирования заранее предполагали, что на западе области прольются сильные ливни. Поэтому причина паводка - ливни. А то, что их не видели, не говорит о том, что их не было. Были, но высоко в горах. В районе пика Топографов и Грандиозного как раз истоки рек Ина, Ия, Ока и Уда, - прокомментировал научный руководитель Института географии СО РАН Виктор ПЛЮСНИН.
Сколько погибших?
2 июля «Интерфакс», со ссылкой на Минздрав, сообщил о шестнадцати погибших. Однако очевидцы, жители и волонтёры, утверждают, что с каждым днём печальная статистика будет увеличиваться. Ведь подтопленными оказались 6 669 домов в 83 населённых пунктах. В них проживали 32 777 человек, среди которых 4 050 детей. В Тулун пришла самая высокая волна, которая уносила дома вместе с жителями. Там это наводнение стало самым сильным за всю историю наблюдений.
Опасность эпидемии
Из-за наводнения погибли сотни животных, были размыты скотомогильники и кладбища. Чтобы не допустить вспышек инфекций, в Иркутскую область завезли десятки тысяч доз вакцин против гепатита А, брюшного тифа и дизентерии. В районе бедствия началась вакцинация.
Лилия МАТОНИНА
Фото Любови ЗУБКОВОЙ