Они погибли, чтобы у нас был мир

 Несколько последних лет на 9 Мая в Ангарске пригревало солнышко. Журналисты помнят об этом достоверно, потому как в наших архивах многочисленные фотоподтверждения. Но в случайных разговорах с горожанами здесь нередко можно нарваться на спор. Фраза «На 9 Мая всегда пасмурно» прочно укоренилась в архетипе русского человека. Помните это объяснение погодного феномена от наших бабушек: природа плачет. И нынче на 9 Мая природа взаправду была готова расплакаться.


От памятника победителям до Дворца «Победа»
Свинцовое небо, ледяной ветер и накрапывавший снег собрались над городом, но нисколько не отпугнули тысячи человек, пришедших к монументу воинам-победителям, первостроителям Ангарска, чтобы почтить память героев.
- Сегодня мы отмечаем всенародный праздник - 74-ю годовщину Великой Победы! - перед началом шествия «Бессмертного полка» на площади у монумента взял слово председатель Думы Ангарского округа Александр ГОРОДСКОЙ. - Ветераны не только победили врага, на их долю пришлись трудности послевоенного восстановления страны, и это ещё один беспримерный подвиг. Мы и все последующие поколения навсегда оставим в своих сердцах воспоминания о тех десятках миллионов жизней, которыми наша страна заплатила за своё будущее. Будем достойны памяти павших! Здоровья всем ветеранам и бодрости духа! Мира и покоя всем нам!
Даром что ненастье, число участников шествия «Бессмертного полка» в Ангарске превысило самые смелые ожидания. На улицу вышли более десяти тысяч человек. От памятника - символа победы и новой жизни - ангарчане пронесли чёрно-белые портреты своих славных предков. Под каждым снимком две даты. А между ними - целая жизнь, полная трагедий, подвигов и надежды.
Отец всегда встречал 9 Мая в тишине
В этот день память Николая Ивановича СИМАКОВА пришли почтить сразу три поколения его потомков: сын Владимир Николаевич, внучка Катя и правнучка Аня.
- В 44-м году, чтобы уйти на фронт, отец приписал себе два года, - рассказывает сын. - Спустя семь месяцев в Чехословакии папа получил ранение - лишился ноги. Комиссовавшись, ненадолго уехал к тётке-блокаднице в Ленинград. Он хотел вернуться в родную деревню под Нижний Новгород, но нашёл там только пепелище. Тогда и отправился в Чунский район к своему отцу, которого репрессировали в 1938-м. Это всё, что мы знаем о войне в жизни нашей семьи. Батя неохотно рассказывал о том, что происходило на фронте. 9 Мая он всегда встречал тихо.
Молодая пара, Владимир и Александра, не первый раз принимают участие в шествии. В руках моряка (Владимир уже 15 лет служит на Балтийском флоте в Калининграде) фотокарточка его бабушки Зинаиды АНТОНОВОЙ. В войну она с 12 лет трудилась в тылу, шила одежду. Бабушка Александры Елена Николаевна СИДОРОВА была задйствована на укрепработах и ждала с фронта своего мужа Илью Алексеевича.
- О дедушке я знаю от бабушки, - говорит Александра. - Она рассказывала, что он был связистом, не раз восстанавливал связь под огнём. Был награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны II степени.
Дома его ждала штрафная рота
- А я плакать буду, - сразу предупредила нас Лидия Васильевна КАЗАКОВА. - Сегодня я несу портреты трёх мужчин: моего папы, дяди и свёкра. Папа, Василий Иванович КУЛИКОВ, был призван в 1938 году из-под Самары на юго-запад страны. В 41-м он должен был демобилизоваться, но началась война. Весь первый удар пришёлся как раз на их фронт. Остатки частей были вынуждены отступать. Под Киевом отец попал в окружение и вплоть до начала 1945 года был в плену в Венгрии и Австрии. В марте вместе с однополчанином папа сбежал из лагеря. Судьба распорядилась так, что они вышли на часть, в которой служили до войны. Друзей отправили в штрафную роту, в которой они встретили Победу, а после ещё били оставшиеся подразделения фрицев. Домой папа вернулся только в 1946-м. Подробностей о дяде, к сожалению, знаю немного. Знаю только, что Николай Иванович был танкистом. А свёкор, Николай Фёдорович КАЗАКОВ, погиб под Смоленском и похоронен в братской могиле.
Вместе с Ларисой Васильевной в шествии «Бессмертного полка» приняли участие и её подруги Надежда ЯКИМОВА и Елена ШЕЛЕНЖИК. Информацию о своём родственнике Михаиле Алексеевиче ЯКИМОВЕ они собирают по крупицам через базы данных в интернете. Единственное, что пока удалось узнать: призванный в 1941 году иркутянин дослужился до звания старшего сержанта и погиб уже после парада Победы в августе 45-го в Китае. Внучка и невестка продолжают поиски информации.
Лёша поехал мстить немцам
Нина Николаевна БРУСОВА и её сын Данил в общем строю несут старинную семейную фотографию, на которой в обнимку сидят отец и сын. Оба погибли в 43-м.
- Мой дедушка Михаил Васильевич КОНДРАТЬЕВ ушёл на фронт с первых дней войны, - преодолевая комок в горле, рассказывает Нина Николаевна. - Дома остались жена, дочка (моя мама) и сын Алёша. Дедушка погиб под Сталинградом и так не узнал, что к тому времени на его дом в Ростове уже упала бомба. Жена была смертельно ранена, а детей отдали в интернат. После за ними из Воронежа приехала тётя. Но во время переезда 15-летний Лёша сбежал на эшелоне, который шёл на фронт. Лёша поехал мстить немцам. Мальчик попал в партизаны и погиб где-то на территории Украины. Они отдали свои жизни в один год на разных участках фронта, чтобы у нас был мир.
В руках у сестёр Светланы и Натальи табличка с двумя именами. Над тем, что слева, есть фотография.
- Михаил Семёнович НОВОКРЕЩЁНЫХ был призван из Бурятии в 41-м. Контуженным он вернулся домой в 44-м году на плоту по реке Хилок. В 45-м у него родился последний сын, - рассказывают сёстры.
Над именем справа фотокарточки нет.
- Наш дедушка Нестор Поликарпович МЕДВЕДЕВ тоже был призван из Бурятии в 41-м, только из другого села. Дома до сих пор хранятся его красивые письма нашей бабушке, которые он выводил каллиграфическим почерком. В 1943 году письма идти перестали - дедушка пропал без вести. Наша бабушка Арсения Макаровна в одиночку подняла четверых детей и всю жизнь ждала своего Нестора. Когда в 91 год бабушка умирала, то всё время его звала к себе: Нестор, Нестор…
Дмитрий ДЯГИЛЕВ