Свежий номер
Под крылом самолёта северный полюс
- У всех нас есть семьи, дети, внуки, друзья. Снимайте их чаще на фото, видео, записывайте события, впечатления. Со временем семейная хроника станет собирательной историей времени, в котором мы живём, - обратилась к присутствующим Елена КУРЛОВИЧ на творческой встрече в выставочном зале Ангарского городского музея.
Куда не ступала нога операторов
Выпускники Ленинградского института киноинженеров Елена и Геннадий Курловичи приехали в Ангарск в 1970-м по распределению на электролизный химический комбинат. Директор Виктор НОВОКШЕ- НОВ поставил перед ними задачу: создать кинофотостудию для съёмок жизни комбината.
- Мы снимали, потому как это было нашей работой и главным увлечением жизни. За 23 года создали около 100 частей кинохроники комбината и города, - рассказывает Геннадий Курлович.
Приходилось снимать в цехах, куда не ступала нога других операторов, спускаться с камерой под воду, летать на вертолёте над корпусами секретного предприятия, чтобы выяснить, как американцы видят наш комбинат со своих космических спутников. Тогда так получилось, что специальные ремни для крепления пассажира с камерой забыли взять с собой, пришлось Геннадию снимать, сидя в открытой двери вертолёта. Чтобы он случайно не выпал, его держали за шиворот.
Курловичи в гуще событий
Курловичи всегда оказывались в гуще событий. Помните, как в середине 1990-х шли жаркие споры о строительстве нового иркутского аэропорта международного уровня? Новая воздушная гавань нужна была, чтобы организовать прямые перелёты из Азии в Канаду и США через Северный полюс. Это позволило бы получить существенную экономию времени и ресурсов. В создании нового транспортного узла на кроссполярных трассах бы- ли заинтересованы крупнейшие мировые авиакомпании и международные объединения по организации воздушного движения.
- К тому времени мы уже работали сами по себе, а не на АЭХК, поэтому, когда нас пригласили принять участие в составе пресс-группы в перелёте на пассажирском лайнере через Северный полюс, без долгих раздумий согласились. В России это был первый после Чкалова перелёт. Вместе с нами отправился наш сын Мак- сим, - продолжает рассказ Геннадий.
По официальной версии, цель полёта - проверка связи. На географическом полюсе теряется связь самолёта с наземными станциями слежения, в это время нужно перейти на связь космическую. Перелёт должен был показать, насколько это возможно.
Самолёт «Дуглас» вылетал из Красноярска 3 июня 1997 года. В числе 33 пассажиров на борту представители авиакомпаний, Министерства транспорта России, потенциальные инвесторы швейцарского банка, архитекторы проекта. Делегацию Красноярского края возглавил губернатор Борис ЛЕБЕДЬ, иркутскую делегацию - депутат Госдумы РФ Сергей БОСХОЛОВ.
На фото Курловичей из того полёта пейзажи, снятые из иллюминатора: зелёное море тайги сменяется остро изрезанной береговой линией, синевой вод северных морей, белыми льда- ми Ледовитого океана.
- Участники перелёта не только пейзажами любовались, но и проводили рабочие встречи, обсуждали вопросы по проекту аэропорта, инвестициям. В то время рассматривалась сумма 3 млрд долларов, которые инвесторы намеревались вложить в строительство. Как наиболее перспективная рассматривалась местность в районе Усть-Орды. Со стороны международных компаний и банка намерения бы- ли самые серьёзные, - делятся воспоминаниями Курловичи.
В итоге не получилось, не срослось. Чего не хватило? Станций слежения, силы и во- ли у региональных властей? Или у нашего Минтранса бы- ли свои представления о раз- витии транспортной инфра- структуры, зачастую не совпадающие с мнением участников рынка и экспертов? Но от идеи, обещавшей развитие территории, остались для потомков фильм о перелёте через Северный полюс и альбом с фотографиями. Может, он ещё пригодится следующему поколению - более смелому и предприимчивому.
Ирина Бритова