Под крылом самолёта северный полюс

- У всех нас есть семьи, дети,  внуки,  друзья. Снимайте их чаще на фото, видео, записывайте события,  впечатления.  Со  временем семейная хроника станет собирательной историей времени, в котором мы живём, - обратилась к присутствующим Елена КУРЛОВИЧ  на творческой встрече в выставочном зале Ангарского городского музея.

Куда не ступала нога операторов

Выпускники   Ленинградского  института  киноинженеров Елена  и Геннадий Курловичи приехали в Ангарск  в 1970-м по распределению на электролизный химический комбинат. Директор Виктор НОВОКШЕ- НОВ поставил перед ними задачу: создать кинофотостудию  для съёмок жизни комбината.
- Мы  снимали, потому как это  было  нашей  работой  и главным увлечением жизни. За 23 года создали около 100 частей  кинохроники   комбината и города, - рассказывает Геннадий Курлович.
Приходилось снимать в цехах, куда не ступала нога других  операторов,  спускаться  с камерой  под воду, летать  на вертолёте над корпусами  секретного  предприятия,  чтобы выяснить, как американцы видят наш  комбинат  со  своих космических спутников. Тогда так  получилось, что  специальные ремни  для крепления пассажира  с камерой  забыли взять с собой, пришлось Геннадию снимать, сидя в открытой двери вертолёта. Чтобы он случайно не выпал, его держали за шиворот.
Курловичи в гуще событий
Курловичи  всегда  оказывались в гуще событий. Помните, как в середине 1990-х шли жаркие споры о строительстве нового  иркутского  аэропорта международного  уровня?  Новая  воздушная  гавань  нужна была, чтобы организовать прямые перелёты из Азии в Канаду и США через Северный полюс. Это позволило бы получить существенную экономию времени и ресурсов. В создании нового транспортного узла на кроссполярных трассах бы- ли  заинтересованы  крупнейшие мировые авиакомпании и международные  объединения по  организации   воздушного движения.
- К тому времени мы уже работали сами по себе, а не  на АЭХК, поэтому, когда нас пригласили принять участие в составе пресс-группы в перелёте на  пассажирском  лайнере  через Северный  полюс, без долгих  раздумий  согласились.  В России это был первый после Чкалова перелёт. Вместе с нами отправился наш сын Мак- сим, - продолжает рассказ Геннадий.
По   официальной    версии, цель полёта - проверка  связи. На географическом полюсе теряется связь самолёта с наземными станциями  слежения, в это время  нужно  перейти  на связь космическую.  Перелёт должен был показать, насколько это возможно.
Самолёт «Дуглас» вылетал из Красноярска 3 июня 1997 года. В числе 33 пассажиров на борту представители  авиакомпаний,  Министерства  транспорта России, потенциальные инвесторы  швейцарского  банка, архитекторы  проекта.  Делегацию Красноярского  края  возглавил губернатор  Борис ЛЕБЕДЬ, иркутскую делегацию - депутат  Госдумы РФ  Сергей БОСХОЛОВ.
На фото Курловичей из того полёта пейзажи, снятые из иллюминатора: зелёное море тайги сменяется остро изрезанной береговой линией, синевой вод северных морей, белыми льда- ми Ледовитого океана.
-  Участники   перелёта   не только   пейзажами   любовались, но и проводили рабочие встречи,  обсуждали  вопросы по  проекту  аэропорта,  инвестициям. В то время рассматривалась сумма 3 млрд долларов, которые инвесторы намеревались вложить в строительство. Как  наиболее  перспективная  рассматривалась местность в районе Усть-Орды. Со стороны международных компаний и банка намерения бы- ли самые серьёзные, - делятся воспоминаниями Курловичи.
В  итоге  не  получилось, не срослось. Чего   не  хватило? Станций слежения, силы и во- ли  у  региональных  властей? Или у нашего Минтранса бы- ли свои представления о раз- витии  транспортной  инфра- структуры, зачастую не совпадающие с мнением участников рынка   и  экспертов?   Но  от идеи,   обещавшей   развитие территории,  остались для потомков фильм о перелёте через Северный   полюс и  альбом  с фотографиями. Может, он ещё пригодится следующему поколению - более смелому и предприимчивому.
Ирина Бритова