В будущее по рельсам

Около    года    «Ангарский трамвай» возглавляет Евгений Баженов. За это время на муниципальном предприятии сделано немало: практически рассчитались с  долгами  по электроэнергии, по максимуму отремонтировали подвижной состав, урегулировали  расписание движения на всех марш- рутах.
И хотя работа идёт в плановом режиме, время от времени снова  поднимается  вопрос о долгожительстве  «Ангарского трамвая». При  этом позиция власти не меняется - муниципальное  транспортное   предприятие будет сохранено. Ведь всем  ясно,  что наш  трамвай должен жить, чтобы и дальше выполнять важную  социальную задачу.

Главная цель - сохранение всех льгот, сдерживание тарифа
- Евгений  Павлович,  каждый  год,  как по расписанию, поднимается  вопрос: будет ли жить трамвай? Не собираются ли прикрыть предприятие?
- Со всей ответственностью могу  вас  заверить:   никаких планов   по  закрытию   предприятия нет. К сожалению, в Ангарске  принято спекулировать на этой теме, выкрикивая лозунги. Но если кто-то разносит слухи о закрытии  нашего предприятия,  то они  беспочвенны. Год только наступил,  а из бюджета Ангарского округа на    поддержку    «Ангарского трамвая»  выделено уже около 24 млн рублей. В прошлом году мы получили субсидию в размере 72 млн. Администрация и депутаты   Думы   Ангарского округа делают всё, чтобы наше предприятие не просто работало, но и оставалось социально направленным.
- То есть на трамвае сохраняются все льготы?
- Конечно. Мы сумели сохранить   льготный   проезд    для школьников   по   11  рублей. Пенсионеры,     которые     не имеют федеральных льгот, могут ездить в трамвае по 15 рублей. Все остальные пассажиры могут приобрести  транспортную карту, поездка по которой стоит 16 рублей. Само  собой, федеральные  льготники  ездят по своей карте. Где ещё есть такие льготы? Все они стали возможными только при поддержке  местного  бюджета. К юбилею трамвая у нас была  запущена акция,  по которой проездной можно было купить за 250 рублей. Сегодня  действует акция - проездной по 400 рублей. Для тех, кто активно пользуется трамваем, это очень выгодная цена. Кроме того, оплатить   поездку   теперь   можно банковской      бесконтактной картой либо телефоном.
- При  этом, насколько  я знаю, реальная себестоимость одной  поездки  в трамвае  намного выше тарифа?
- Реальная стоимость одной поездки  в трамвае  составляет почти 60 рублей. Однако никогда билет на трамвай не будет стоить столько, сколько предприятие тратит. Наша главная цель - сохранение  всех льгот, сдерживание тарифа, иначе зачем   городу  муниципальный транспорт.

Разрабатывается новый маршрут
- Очень много нареканий от ангарчан по расписанию движения трамвая.
- Да, ещё год назад интервал движения  мог доходить до 40 минут. Недовольство пассажи- ров можно  было понять. Кто захочет стоять на остановке, не зная,  придёт трамвай или нет. Сегодня  интервалы  движения  составляют 15 минут. Кроме того, отследить движение трамвая пассажиры  могут по  системе Go2bus - мобильному приложению,  которое  можно  установить на любой смартфон. Этой системой пользуются уже практически  все  автопредприятия  Ангарска, мы тоже в стороне от технологий не стоим.
- Это замечательно,  но вы же  понимаете,  что пожилые люди,   которые пользуются трамваем, далеко не всегда на ты с современной техникой.
- Сегодня  мы работаем  над вопросом установки табличек с расписанием на остановках. На самом деле это не так-то просто. Установка  одной антивандальной  таблички  обойдётся пред- приятию примерно в 4 тысячи рублей. А, к примеру, только на маршруте №6 расположено  18 остановок.  Но  мы понимаем, что сделать это необходимо.
- Есть ли в планах закрытие каких-то маршрутов?
- Нет,  закрывать  маршруты никто не собирается. Более того,  сейчас  мы  разрабатываем новый маршрут. А ещё мы хотим запустить экскурсионный трамвайчик-кафе.  Возможно, это будет ретротрамвай.  Проект в разработке.

Вагоны привезут из Москвы
- Набивший  оскомину  вопрос: почему уже много лет не обновляется вагонный парк? В прошлый раз вы говорили, что есть   возможность   получить вагоны из Москвы.
- Мы не просто думаем об  восстановлении вагонного парка - мы работаем над этой задачей. Сразу купить абсолютно новые вагоны - задача пока невыполнимая. Один новый вагон стоит 25 млн рублей. Но мало выделить на покупку эту сумму, к вагону необходимо приобрести и комплектующие, а современные вагоны   сплошь   нашпигованы электроникой. Получается, что покупать один вагон - нерентабельно. А купить сразу несколько и всю комплектующую под них базу - нереально дорого. К тому же  придётся  полностью переучивать персонал.
Поэтому рассматриваем  вариант  покупки   подержанных вагонов. Дело в том, что сейчас в столице идёт плановая замена подвижного состава,  а вагоны  постарее  (которые,  кстати,  в замечательном       состоянии) «Мосгортранс» уступает регионам. Перед этим в Москве вагоны  проходят капитальный ремонт  и  внутри, и  снаружи. Администрация    Ангарского округа  направила  запросы  в правительство Москвы. В прошлом году все вагоны уже были распределены по другим территориям, а в этом году пришёл ответ от «Мосгортранса» - нам готовы безвозмездно  передать 10 трамвайных вагонов.
-  Трамваи   нам передадут бесплатно,   но    наверняка транспортировка вагонов - тоже удовольствие недешёвое?
- Верно. И здесь мы надеемся на  помощь области  - решить задачу транспортировки  с помощью  бюджета  Ангарского округа будет непросто.

Нужны не лозунги, а конкретные дела
- Евгений  Павлович,  тема общественных перевозок сегодня детально прорабатывается депутатами  Законодательного Собрания Иркутской области. Недавно   на  муниципальном часе руководители  муниципалитетов озвучили схожие проблемы:  износ общественного транспорта,  необходимость капитальных    ремонтов   подвижного состава и участия  в областных и   федеральных программах по   поддержке транспортных предприятий.
- Да, хорошо, что такие вопросы   сегодня   поднимаются   в областном  парламенте.  Плохо другое - то, что депутаты Заксобрания от Ангарска  занимают, мягко скажем, странную позицию  по  отношению  к  своему родному городу. К сожалению, эти депутаты, вместо того чтобы помогать единственному муниципальному      транспортному предприятию,  распускают  беспочвенные слухи об «угрозе закрытия трамвая». Я предлагаю депутатам-ангарчанам  в Законодательном Собрании принять действенное  участие  в судьбе
«Ангарского трамвая» и помочь провести  в областном  правительстве наши предложения.
Это, во-первых,  дотирование тарифов на электроэнергию для нашего  предприятия,   которое выполняет важную социальную задачу. Во-вторых, добиться субсидирования затрат на ремонты трамвайных путей и контактной сети.  Решение  этих двух задач сразу откроет огромные возможности для самого экологичного вида  транспорта,  тогда можно переходить   и  к   обновлению трамвайного парка, и к прокладке новых трамвайных путей.

Боремся за каждую копейку, а незаконные  маршруты вставляют палки в рельсы
- Что ещё поможет «Ангарскому трамваю» твёрдо стоять на ногах, то есть на рельсах?
- Есть ещё одна задача, в решении  которой мы ждём  активной    работы    от   наших областных  депутатов. Просто крик   души!  Мы   попали   в странное положение и уже не знаем, куда обращаться. Дело в том, что сегодня параллельно с нашими  проходят автобусные маршруты №13 и №22. Хозяйка маршрутов Л.Н. ВОЛОКИТИНА  самовольно  провела  эти маршруты  вдоль всех  основных трамвайных путей. Важно отметить, что эти маршруты - незаконные, они не согласованы  с администрацией  Ангарского  округа.  Предпринимательница  не  захотела принимать участие в муниципальном конкурсе.  Теперь  её автобусы ездят, где хотят и как хотят. В них нет льгот. При этом данные незаконные маршруты мешают нам работать. Мы провели мониторинг работы маршрута  №22. Результаты нашего  подсчёта показали,  что из-за  его  незаконной  работы «Ангарский  трамвай»  теряет до 40-45 млн рублей выручки в год! Отстаивая интересы ангарчан и трудового коллектива  «Ангарского трамвая», администрация Ангарского округа обратилась в надзорные органы. Необходимо пресечь работу незаконных автобусных маршрутов, которые на- носят серьёзнейший экономический урон нашему предприятию. Однако пока справиться с незаконной деятельностью автопредприятия не удаётся, а мы продолжаем терять доход. При этом, как я уже сказал, мы сохраняем льготы, ремонтируем вагоны. Мы боремся за каждую  копейку,  чтобы трамвай выжил и остался социальным транспортом!
- Так давайте со страниц на- шей газеты обратимся к ангарским  депутатам    Законодательного Собрания.  Уверена, они читают каждый выпуск.
- Знаете,  если  администрация и депутаты Думы Ангарского округа делают всё, чтобы«Ангарский трамвай» не только выжил, но и развивался, то их  поддержку  мы  ощущаем. Если ангарские депутаты Заксобрания действительно хотят помочь  трамваю,  мы  только «за».  Помогите  нам с областными  субсидиями на ремонт, на вывоз вагонов из Москвы. Некоторые депутаты уже были на нашем предприятии,  перед выборами даже заверяли нас в поддержке,  говорили, что по- могут решить  наши  вопросы через губернатора.  Увы. Пока, кроме лозунгов, мы ничего не видим. Не нужно  попусту говорить о проблемах, мы их знаем лучше  вас. Окажите  конкретную помощь.
Беседовала Лилия Матонина