Здоровая жизнь как минимум до 67 лет

В  прошлом году президент Владимир ПУТИН в послании к Федеральному Собранию заявил о том, что к концу следующего    десятилетия    Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет. При этом опережающими темпами должна расти продолжительность именно здоровой, активной, полноценной жизни, когда  человека не ограничивают, не сковывают болезни. О том, какую  роль в реализации глобальной цели отводят ангарским учёным,  нашему корреспонденту рассказал директор Восточно-Сибирского  института медико-экологических исследований Олег Лахман.

- Наша наука долгое время жаловалась  на невнимание со стороны  государства.  Какова  ситуация сегодня?

- Сегодня  ситуация  кардинально другая. В майском указе 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации  на  период до 2024 года» президент   Владимир   Путин одной из стратегических задач назвал увеличение общей продолжительности жизни  до 78 лет к 2024 году, а к 2030-му мы должны выйти на уровень 80+. Более того, впервые на государственном уровне прозвучало такое понятие, как «продолжительность  здоровой  жизни до 67 лет». Вторая важная задача,   вынесенная   на   уровень нацпроекта, - это прорыв в научной сфере. К 2024 году наши учёные должны войти в пятёрку лучших в мире. И это прежде  всего  по  публикационной активности в ведущих научных базах цитирования, таких как Web  of  Science  и  Scopus.  Не секрет, что  учёных не хватает, особенно молодых. Для реализации  этой цели  государство решило,  что  количество  научных   сотрудников  должно быть увеличено на 50% и именно за счёт возраста до сорока
лет.  Сегодня   в  большинстве программ по получению грантов прописано, что участника- ми могут быть кандидаты наук до 33 лет, доктора - до 40. Отмечается явный тренд на омоложение научных кадров. Поскольку  деятельность  нашего института находится на стыке двух нацпроектов («Наука» и «Здравоохранение»), то объём перспективной работы для наших  специалистов огромный. Научные темы у нас расписаны до 2035 года. Соответственно
надеюсь, что будет и финансирование со стороны государства. И если раньше мы занимались в основном людьми трудоспособного возраста, то сей- час будем изучать и предпенсионный, пенсионный период.
- Профессиональные  заболевания - это ваш конёк. Есть какие-то  положительные сдвиги в этой сфере?
- Медицина труда - наша главная специализация. Сегодня мы активно работаем над проектом
«Научно-исследовательский центр здоровья работников нефте- и газодобывающей промышленности».  За разработку  комплекса  инновационных  способов  и   методов   диагностики, лечения и профилактики  профессиональных заболеваний нас в пятницу наградили дипломами лауреатов областного  конкурса по науке и технике. Все наши исследования  носят  внедренческий характер, в прошлом году мы запатентовали  семь  таких разработок. По идее предприятия должны покупать у нас такие методики, чтобы на более ран- них стадиях выявлять профзаболевания. Процесс идёт, но не так активно, как бы мы хотели. Из
позитивного - наблюдается общее снижение уровня профзаболеваний за счёт улучшения условий труда, своевременной профилактики.  Например,  третью стадию вибрационной  болезни сейчас уже и не встретишь.
- Экология - тоже ваша специализация. Какова сегодня ситуация с экологией в Ангарске?
- Наш город промышленный, и факт вредного экологического воздействия никто не отменял. Но  недавно  мы провели  одно большое исследование по экологическому влиянию на детей и подростков в средах их постоянного обитания (дом, школа, улица). Результат даже нас уди- вил:  в  помещениях  уровень вредных  веществ оказался  выше, чем на улице. Сказывается качество современных отделочных материалов: линолеума, дешёвой мебели, натяжных потолков. Поэтому, прежде чем делать модный ремонт, три раза подумайте. По сути, новый линолеум, особенно низкого качества, выделяет те же формальдегиды и канцерогены,  что и вредное химическое производство.
Елена ДМИТРИЕВА

СПРАВКА

Увеличить процент населения, ведущего здоровый образ жизни, - также одна из задач, поставленных  президентом. То, что только достижениями медицины глобально здоровье нации не поправишь, доказано исторически.
В начале 1970-х американцы побежали  всей страной,  поняв, что при 200-миллиардном бюджете на здравоохранение (больше,  чем  на  оборонку)  качественных изменений в здоровье населения достигнуто  не было.
В 1974 году канадский  министр здравоохранения  Марк ЛАЛОНД опубликовал свой знаменитый доклад «Новый подход к  сохранению здоровья канадцев», в котором представил доказательства  того, что главным фактором  состояния здоровья людей является не уровень медицинского обслуживания, а образ жизни, который они ведут.
В 1972 году в Финляндии началась реализация  нацпроекта
«Северная Карелия»,  который был нацелен на изменение образа жизни целого региона: изменение  поведенческих  привычек и пищевых пристрастий жителей  восточных   районов Финляндии.  Проект,  который длился более 40 лет, позволил финнам снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 80%, увеличить продолжительность жизни на 13 лет.
В 1970-е годы наша страна в медицинской  индустрии технологически отставала от стран Запада, но в сфере профилактики   заболеваний  мы  были «впереди планеты всей». В 1978 году на Алма-Атинской конференции ВОЗ советская модель профилактики  заболеваний  и первичной  медицинской  по- мощи была признана лучшей в мире. К сожалению, в силу известных обстоятельств многое из достигнутого было утрачено. И  теперь нам  приходится навёрстывать упущенное.