«Нас не будет - музей останется»

Часы и минуты счастья Веры ПАВЛОВЕЦ

- Вы приходите ко мне в понедельник, - приглашает Вера Илларионовна. - У нас как раз выходной для посетителей !
В первый раз в жизни я была единственным посетителем музея. Рассмотрела часы, к которым в детстве подойти боялась, с удовольствием послушала мирное тиканье и деликатный бой, а самое важное - открыла для себя нового человека, персону давно знакомую, но хранящую столько тайн и загадок, что хватит на настоящую книгу.

«Первые месяцы я рыдала…»

- Почти пять лет назад мне предложили занять должность директора городского музея. Были сомнения. Я эту деятельность не знала, а начинать с того, что не знаю, мне не нравится. Очень тяжело было первое время, я рыдала иногда, но при этом изучала документацию, перечитала все основные документы: инструкции по хранению, закон о музейной деятельности, о фондах… Параллельно готовились к юбилею Музея часов. Мне тогда администрация пообещала выделить миллион в честь нашей даты. У нас было старенькое пианино, а музей уже достаточно хорошо выглядел, нам хотелось рояль, хотя бы кабинетный. Не было аппаратуры, мы всё время арендовали её, тратили деньги. Кроме неё купили ещё и подсветку - к нам ходят дети, они любят, чтобы всё блестело и играло. Приобрели аудиогид. Кое-что подремонтировали. Затем началась рутинная работа: сверки, ревизия фондов. Вот так потихонечку и влилась, - рассказывает директор Ангарского городского музея Вера Павловец. - Мы начали развивать новые направления. Первым стал аудиогид. Он и в Иркутске-то мало где есть. Потом долго думали, чего бы ещё сделать. Решили перевести наши экскурсии на иностранные языки. Случай подвернулся сам собой. Как-то в аэропорту мы нечаянно встретились с директором школы №27 Натальей СТРЕЛЬНИКОВОЙ, я ей рассказала о нашей задумке и нашла поддержку. Вместе мы этот проект реализовали. Ребята и преподаватели перевели наш текст на немецкий, французский и английский языки. Сейчас мы хотим, чтобы у нас гид заговорил на японском и китайском.
- Вы переехали из чиновничьего кабинета с документами в музей. Изменилось ли отношение ко времени, к часам? Здесь же всё тикает, бьёт, играет…
- Когда пришла, меня часы отвлекали - там тикают, там стучат, там бьют. Месяца через два я их вдруг перестала слышать, но когда прихожу, я их ощущаю. Первое время мне казалось, что часы на меня сердятся, спрашивают: «Зачем ты здесь появилась? Что тебе нужно?». Но когда они поняли, что я работаю во благо, вдруг стала замечать, что стали бить по-другому - радостно. Утром открываю дверь - там забили, здесь. Они стали меня приветствовать. Сейчас я понимаю, что часы дают мне определённый заряд. Вот у меня часы в кабинете, их заводит только один человек - наш часовой мастер. Я не замечаю, бьют они или нет, но, когда они перестают работать, я сразу понимаю. Мне становится тяжелее работать, неуютно как-то становится. Часы мне постоянно напоминают, что нужно ценить каждую минуту.
- Дома часы ещё замечаете?
- Конечно! Я всегда любила часы. У меня на руке всегда часы. В каждой комнате дома у нас часы. Привычка с самого детства. У меня даже на холодильнике маленькие часы. Нет, я от них не отрываюсь даже дома. Во-первых, я человек, который не любит опаздывать. 12 - это для меня 12, а не пять минут первого. Стараюсь придерживаться этого принципа.
«Моя мама никогда не опаздывала»
- Откуда взялась любовь к часам и точности?
- К точности - от мамы. Она была сотрудницей банка, старшим кассиром. Человеком, который никогда не опаздывал и всегда выполнял свои обещания. Вообще родители у меня совершенно простые люди. Папа - замечательный человек, самое главное потому, что он мой папа, а второе - он участник Парада Победы 1945 года и по 1947-й включительно. Работал механиком, машинистом поезда. Никакого отношения к культуре родители не имели, но в своё время пели в хоре, там и познакомились.  А я всегда была «драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота». Ходила во все кружки - читала, пела песни, танцевала, и мне, всегда очень занятой, очень хотелось часы на руку. Тогда их достать было трудно, но в восьмом классе на моей руке появилась легендарная «Юность».
- Сейчас тяжело находиться в тишине музея?
- Это миф, что в музее тишина. У нас никогда не бывает тишины. Должность директора - это и чиновничья должность: нужно общаться с людьми, договариваться. Приходят коллекционеры, руководители учреждений… Концерты, обучение, представление... У нас всё время шумно! Мы же постоянно к чему-то готовимся, что-то репетируем. Покой нам только снится - это 100%.
- Отдыхать удаётся?
- Я люблю читать. Сейчас очень много интересной информации в Фейсбуке, но и просто книги читаю, много православной литературы. Но самый большой отдых для меня - воскресная служба в нашем храме. Я обожаю нашего отца Владимира КИЛИНА. Кстати, мы с ним окончили одну академию культуры. Я его послушница, прихожанка нашего храма. Если мне тяжело - иду в храм. С удовольствием слушаю наш хор. А в обыденной жизни - общение с семьей. К сожалению, дети живут в Москве, так случилось. У меня растут две внучки и внук. Стараемся три-четыре раза в год выбраться на Байкал, на Аршан, в Нилову Пустынь. Наша территория - кладезь душевного отдыха. Люблю что-то поделать руками, раньше шила на кукол. Пишу рассказы, правда, за последние полгода написала всего один - некогда! Но за каникулы несколько идей созрело!
Ещё один год юбилеев
- Наступивший год снова станет годом юбилеев. Буквально через неделю ваша личная круглая дата. Что для вас служит источником энергии и оптимизма?
- Вы только не рассказывайте, сколько мне лет на самом деле, пусть останется тайной! Ощущаю я себя лет на 40-45. Потому что есть и определённая мудрость, но осталась ещё детская наивность. Мне муж часто говорит: «Так с тобой интересно, ты столько вещей не знаешь бытовых!». Я черпаю энергию в работе. Взяла, как обычно, двухнедельный отпуск, мы с мужем уехали, но через неделю я поняла, что хочу на работу. Каждый год себе говорю, что вот сейчас доработаю и всё, уйду отдыхать, заниматься собой.  Семья и дети дают мне определённый заряд. Сестра у меня здесь, она мне не просто сестра, а подруга. Друзья у меня потрясающие, и конечно, вдохновляюсь своим умным, креативным и трудолюбивым коллективом. Да и жить стараюсь позитивно, в этом и секрет, наверное. У меня, как у всех, бывают непростые периоды, но долго сердиться не умею. Стараюсь жить в ладу со всеми, находить компромиссы, уважать мнение других людей.
- Всё в жизни сложилось так, как вы хотели?
- Нет, не всё. Я собиралась поступать в театральное училище. Нужно было, наверное, пойти в какой-то любительский театр, но сначала дети, потом второе образование, третье. Мне хочется писать. У меня есть публикации в журналах, но есть желание выпустить книгу. Однако сначала нужно подучиться. Думаю, я всё равно со временем это сделаю.
- У Музея часов тоже юбилейный год. Чем порадуете ангарчан?
- Мои коллеги пишут книгу. Встречаются с ангарчанами, родственниками Павла Васильевича, поднимают архивы. Дело за малым - деньгами. Надеемся, что наши предприятия помогут в выпуске. Хочется рассказать, как создавался музей, какие люди в нём работали и сколько билет стоил - то, о чем ещё не писалось. Нам нужно около 250 тысяч рублей. Мы сделали буклет, у нас есть фильм о музее. Большое  спасибо  Анатолию Алексеевичу БОРИНСКОМУ не только за него, но и за моральную и финансовую поддержку. Фильм общественности ещё не продемонстрирован. Видели его только мы и авторы. С этих кадров мы начнём свой юбилейный вечер. Думали только, где провести, но всё-таки склоняемся к мысли, что день рождения нужно отметить дома - в музее. Готовимся! Планируем позвать гостей в середине марта. У нас ещё много задумок к юбилею и после. Самое главное - создание в Ангарске картинной галереи. Надеюсь, в этом году дело сдвинется с мёртвой точки.
Наталья СИМБИРЦЕВА
Фото Любови ЗУБКОВОЙ

Непридуманные истории
Хороший год у нас получился!
- Нам очень долго не удавалось реализоваться в грантовых проектах. Опыта не было. Выстрелил наш совместный проект с организацией «Дети-ангелы. Один грант выиграли, нам стало интересно работать в этом направлении дальше. Управление по культуре организовало курсовой вебинар по грантовой деятельности. Мы все его прошли, вечерами сидели, слушали, потом кто хотел, мог попробовать свои силы. Мне было интересно написать контрольную работу, коль я уже обучилась. Между делом в течение трёх месяцев писала проект «Мой космос». Мне тут челябинский метеорит не даёт покоя, а поскольку у нас сейчас в образовательной программе недостаточное внимание уделяется астрономии, всё время хотелось, чтобы дети знали о космосе. Потом внучка меня сподвигла - она очень интересуется этой темой. Я написала проект, который предполагал приобретение надувного мобильного планетария. Отдала свою работу на конкурс социальных проектов АЭХК и нечаянно его выиграла. В 2015 году мы писали проект на АНХК. Хотели стеклянный пол сделать в Музей минералов, чтобы привлечь посетителей. Я нашла интересные варианты и написала. Неожиданно в ноябре 2018-го нам позвонили и сказали, что дают деньги. Будем реализовывать эти деньги, это большая работа. К юбилею музея часов мы подходим с хорошими результатами, особенно это показал 2018 год.