Игра в тарифы. Кто виноват в том, что стоимость перевозок может вырасти

На прошлой неделе ангарчанам подкинули очередную «громкую новость» по самой важной для жителей теме транспортным перевозкам. Якобы администрация Ангарского городского округа вдруг проявила инициативу и разрешила нашим перевозчикам возить горожан за ту цену, которую они определят сами. Тарифы вышли из-под контроля, возмущалась газета «Время». Перевозчик сам решит, за сколько нас возить! Разобраться в этом вопросе решил наш корреспондент.

Про правду и фейки
Борьба с фейками - главная угроза нынешнего времени. Об этом на прошлой неделе подробно говорили московские гости фестиваля «Байкальская пресса». СМИ в погоне за трафиком не щадят читателя непроверенной, а часто и просто недостоверной информацией. Не стала исключением и история с тарифами. Да, правда жизни, к сожалению, сегодня такова: рост цен и тарифов неизбежен во многих сферах нашей жизни. И причина очевидна - все мы видим, как стремительно меняется цена на бензин. Только в этом году было несколько скачков. Конечно, можно сказать: а мы в домике, ничего не знаем, пусть это будут проблемы тех, кто заливает топливо в баки городских автобусов. Но так не бывает. То, что повышать цену на проезд придётся в любом случае, областное правительство, очевидно, понимало ещё в далёком 2015 году, когда в декабре полномочия по определению предельно допустимого тарифа на регулярные пассажирские перевозки неожиданно передали… муниципалитетам. Зачем передали? Почему отказались от столь логичного контроля? Не потому ли, что переложить ответственность на чужие плечи всегда легче? Переложить, а потом красиво наехать: мол, как могли?!
Что говорит закон
В том же 2015-м свою лепту в дело пассажирских перевозок внёс новый федеральный закон. Согласно ФЗ №220, который окончательно вступил в силу нынешним летом, чиновники больше не имеют права вмешиваться в экономическую политику перевозчиков. Выбор на самом деле есть. Администрация вправе установить конкретный лимит за проезд, но тогда она будет обязана возместить перевозчику разницу между желаемым и экономически обоснованным. Даже приблизительный подсчёт показал - сумма возмещения при таком раскладе будет астрономической для муниципального бюджета. Муниципалитет при этом не отказывается ни от одного своего обязательства по ценам на проезд для льготных категорий граждан. В 2018 году на эти цели из бюджета округа было потрачено 29 млн 415 тысяч рублей. По социальным тарифам в Ангарском округе сегодня ездят школьники, дети из многодетных семей, пенсионеры до садоводств, инвалиды и дети с внегородских территорий к месту учёбы. Уважаемые коллеги из газеты «Время», когда вы выносите на страницы жареные факты, типа «такого, как в Ангарске, нет ни в одном муниципалитете Иркутской области», потрудитесь их проверить хотя бы на видимость правдоподобия. В соседнем Иркутске по нерегулируемым тарифам ходит весь общественный транспорт, кроме муниципального.
А в это время
Председатель Иркутской областной профсоюзной организации «Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта» Светлана ГУЩЕНКО поставила в известность губернатора Сергея ЛЕВЧЕНКО и председателя Заксобрания Сергея СОКОЛА о бедственном положении в сфере общественного транспорта во всём регионе:
- Действующие тарифы на перевозку пассажиров ставят пассажирские предприятия на грань выживания и приводят их к банкротству. Автобусный парк устарел на 67%, троллейбусный - на 75, трамвайный на 80. Факты неутешительны: за два года бензин в цене вырос на 70%, запчасти на 15, коммунальные платежи - на 30. По мнению перевозчиков, дальнейшая игра в низкие тарифы может привести к полному развалу всей инфраструктуры общественного транспорта Приангарья.
Елена ДМИТРИЕВА

КСТАТИ
Ещё один важный факт
Если в городах у пассажиров есть возможность выбрать между коммерческим и муниципальным транспортом, на междугородних маршрутах такого выбора нет. Между тем начиная с мая 2018 года правительством региона, в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, уже проведено 10 открытых конкурсов на осуществление перевозок населения по 39 маршрутам именно по нерегулируемым тарифам. Более того, заключение государственных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, на межмуниципальных маршрутах Иркутской области (их 357!) и не планируется. Данный момент регламентируется документом планирования, утверждённым постановлением правительства Иркутской области в июне 2016 года. Это значит, что все межмуниципальные областные маршруты переходят на нерегулируемый тариф. В настоящее время практика проведения открытых конкурсов по нерегулируемым тарифам применяется по всей стране (Республика Крым, города Оренбург, Хабаровск, Омск, Кемерово, Мытищи).