Наша дорогая Елена Сергеевна

 - Горело десять свечей. Три свечи потухло. Сколько осталось? - с добродушной улыбкой, на которую способна только мама, задаёт каверзную задачку своим второклашкам Елена Бабушкина.
Едва стрелка на часах отстучала секунду, как над партами вырос лес рук. И загромыхало:
- Сееемь!
- А если подумать? - ещё раз улыбнулась учительница начальной школы - детского сада №1…
На уроках Елены Сергеевны извилины в головах малышей неизменно начинают «чесаться», как заведённые. В этом мы сами убедились, побывав на одном из занятий. А после уроков, тет-а-тет, попытались выведать секреты учительской магии.


Держали связь по переписке
- Елена Сергеевна, объясните для наших читателей, что это за форма обучения такая: начальная школа - детский сад?
- Всё просто. Ребёнок вначале приходит в младшую группу детского сада, где его подготавливают к школе, причём не только воспитатели. Мы, учителя, также наблюдаем за крохами, организуем совместные праздники для дошколят и ребят постарше. А когда настаёт срок и малыш поступает к нам в 1-й класс, мы его уже хорошо знаем. Знаем, к чему он тяготеет, знаем особенности его характера. Это значительно упрощает процесс поиска контакта между первоклассником и учителем.
- Давно здесь работаете?
- Здесь я преподаю 17 лет, а вообще мой стаж 27 лет. Сразу после института вышла замуж и уехала жить и работать в деревню за Заларями. Там мне в первый раз выпал шанс поучаствовать в конкурсе «Учитель года». Я выиграла региональный этап и отправилась уже на всероссийский. Призового места не заняла, но именно этот конкурс отмерил веху моей жизни. Когда вернулась домой, так вышло, что мы с мужем расстались. Я взяла двоих сыновей в охапку и наудачу приехала в Ангарск. И вот ведь судьба - в пятницу приехала, а в понедельник уже вышла на работу. Буквально за выходные через подругу подруги узнала, что школе срочно требуется учитель начальных классов. По сей день о таком выверте фортуны не жалею.
- Ну, признайтесь, хоть иногда апатия подступает?
- Настигает только, когда сижу на больничном. К счастью, это крайне редко случается. Учителю болеть нельзя! Один раз так сидела - тоска смертная, чувствовала себя невостребованной. Всё думала: как там мои непоседы поживают? Дошло до того, что начала через сыновей передавать в школу записки (дети Елены тогда как раз учились в её классе). Такая ниточка между нами протянулась. Первоклашки в письмах мне рассказывали, как у них дела, что у них получилось, а что не очень. И когда мне хотелось подбодрить, замотивировать ребёнка, я отвечала примерно следующее: «Ты такой молодец, ты стараешься, а я знаю, что ты можешь ещё лучше. И, пока я болею, мне бы хотелось, чтобы на уроке ты на несколько минут заменил меня. Но для этого тебе нужно подготовиться - учителя ведь готовятся». И это срабатывало.
- Сегодня первоклашки более продвинуты, чем 10 лет назад?
- В плане гаджетов - да. А в остальном дети всегда остаются детьми. Несмотря на то что другое поколение, у них те же печали и радости. Потому из года в год я продолжаю водить школяров в библиотеку. Да, говорят, мол, современных малышей совсем не заставишь читать. Оно и верно, коли их и вправду заставлять. Без ложной скромности скажу: в моём классе чтение - любимый предмет. Мы не только читаем, мы проигрываем произведения по ролям, вживаемся в персонажей. Более того, ребята и сами пишут свои книги с историями. Это ведь ещё увлекательнее.
- А родители тоже прежние? Насколько они погружены в образовательный процесс? Или скидывают всё на плечи учителя, а там хоть трава не расти?
- Оба лозунга - «Воспитывает школа!» и «Воспитывает семья!» - одинаково неверны. Мы не конкуренты друг другу, а партнёры. В начале первого класса я всегда говорю родителям: «Для вашего чада самый главный учитель и авторитет это вы сами». А когда родитель ещё и на время занимает в классе место учителя, это такой мощный стимул для малютки! С этой целью мы проводим с родителями творческие мастерские. Талантливейшие люди! Одна мама, к примеру, научила ребят делать картины из бинтов, а папа показал мальчишкам пару футбольных финтов. Большего счастья для детворы, чем видеть, что их родитель «могёт», наверное, и не придумаешь.
Хотим в кино с мамой, а не с учителем
- Поспевая за учениками, педагог должен сам чему-то учиться?
- Человек всю жизнь учится, а уж учитель и подавно. Курсы повышения квалификации и вебинары - это наши «армейские будни», я их сейчас даже в расчёт не беру. Мне в радость осваивать что-то совершенно новое. Вот некоторое время назад крестиком вышивать взялась - до этого вообще не умела. Так мне хотелось поделиться своим навыком с окружающими, что научила вышивать весь класс. Но это ещё цветочки - в прошлом году освоила профессию водителя. Ох и страшно было!
- Школяров вождению тоже учить возьмётесь?
- Смеяться будете, сами подвезти предлагают. Правда, выпускники прошлых лет. Встретишь, бывает, на улице мальчишку. Он хулиган из хулиганов был, но меня, видимо, уважал. Сигналит: «Елена Сергеевна, давайте вас до дома домчу».
- Я видел, к вам и сегодня старшеклассники поздороваться зашли.
- Да, как-то получается, что контакт с ребятами не обрывается. Одна моя выпускница преподаёт в московском институте, мы регулярно списываемся, она делится своими успехами. У неё после меня было полно наставников и в школе, и в университете. А она однажды призналась: «Елена Сергеевна, почему-то именно вам мне важно рассказать, чего достигла». Такие слова несколько лет жизни прибавляют.
- Первоклашек в давно повзрослевших парнях и девушках узнаёте?
- Практически всегда. Буквально позавчера в школу молодая девчонка зашла. Я гляжу - всё другое, но Алёнкины лучезарные глаза не спрячешь. И точно, Алёна СЕЛЮГИНА в родные пенаты заскочила.
- Когда всё своё время и эмоции даришь ученикам, на сыновей что-то остаётся?
- Эх (тяжело вздыхая), думаю, парням моим пришлось натерпеться. Хотя прямо не выговаривали. Расскажу такую историю, сыновья тогда ещё в начальной школе учились, причём у меня в классе. Однажды предлагают: «Мама, давай в кино сходим». У меня, как всегда, дел выше крыше, я и говорю: «Давайте, как с классом соберёмся, так вместе и пойдём». А они в ответ: «Мы не хотим с классом, мы с тобой хотим». Им мама была нужна, а не учитель. Парадокс, но в той ситуации только школа и спасала. Мы в семь утра вместе на занятия придём, в семь вечера вместе домой - весь день они у меня под боком. А когда постарше стали, я их на волейбол отдала - оба сына у меня КМС. Расписание секции так подбирали, чтобы после работы я могла у них сидеть, следить за игрой, выслушивать нагоняи от тренера. А по выходным ударялись в совместную уборку или рассаживались за столом, чтобы распределить мою бюджетную зарплату. В общем, старались любое дело превратить в семейное мероприятие. Сейчас они уже совсем взрослые, и я ими горжусь.
- Елена Сергеевна, раскройте секрет: как не сгореть на работе?
 - Я не фанатик работы, но и не воспринимаю её как повинность. Для меня это жизнь, замечательная в своих мелочах. Например, могу идти осенью, шуршать листьями, а потом, придя в класс, предложить детям пойти во двор прошуршать листьями и написать сочинение «О чём шуршат листья». Не знаю, что ещё добавить. Я просто люблю то, чем живу. Меня Господь на своё место поставил.

ВАЖНО
Ксюша, прости!
Дети бывают жестоки. В этом Елена Сергеевна убедилась, когда однажды в очередной День знаний приняла свой первый класс. Среди школяров оказалась особенная девочка. Ксюша отставала в развитии, за что быстро стала «гадким утёнком» у новоиспечённых одноклассников. Девочку дразнили, обзывали, изводили.
- Сколько я ни объясняла, ни уговаривала, ни пресекала, - вспоминает учительница, - через некоторое время дети возвращались к своей «забаве», начинали вновь издеваться над Ксюшей. Ситуация казалась безвыходной, но тут вмешался случай… несчастный.
Ксюша попала в реанимацию - отравилась профитролями. Мама по телефону дрожащим голосом передавала Елене Сергеевне последнюю информацию - положение критическое.
- На эмоциях я зашла в класс, - продолжает Елена Бабушкина. - Слёзы как-то сами собой полились. Я начала рассказывать детям, насколько сейчас Ксюше плохо. И что только мы ей сможем помочь, если напишем такие письма, которые возвращают к жизни. И ребята написали. Например, Дан написал на листочке: «Ксюша, прости меня, пожалуйста, что тебя ударил». Мы отправили письма в больницу, и когда Ксюша пришла в сознание, мама прочитала их девочке. Малышка настолько растрогалась, что вместе с мамой они сочинили ответное письмо. Мы его повесили в классе на доске. И пока Ксюша приходила в себя, ребята всё толклись возле письма, перечитывали его, гладили даже. А когда девочка поправилась, от проблемы и след простыл. Ксюша стала для всех первым другом. На перекличках у меня больше не было заботы о том, где же бегает Ксюша: она всегда была под присмотром одноклассников. Ксюшу всегда держали за руку.
Дмитрий ДЯГИЛЕВ
Фото Любови ЗУБКОВОЙ