Ангарск. Взгляд со стороны. Как выглядит наш округ по сравнению с другими городами Сибири

Повседневная жизнь каждого из ангарчан зависит от эффективности работы муниципалитета. В деятельности городской администрации мы, горожане, находим немало плюсов и видим минусы. А если взглянуть на Ангарск со стороны? Оценить, как выглядит наш округ в ряду других городов Сибири и Дальнего Востока? Это мы сейчас и сделаем.

Городов много, проблемы у всех одни и те же


Сравнительный анализ бюджетов 107 территорий на основе статистических данных был представлен на общем собрании Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока и конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении России», которые состоялись 8 июня в Новосибирске. В них приняли участие представители федеральных органов власти, эксперты в области местного самоуправления, руководители муниципалитетов. Ангарский городской округ представляли мэр Сергей ПЕТРОВ и руководитель аппарата администрации Александр ТИТОВ. В повестку были включены насущные вопросы о финансовом обеспечении муниципалитетов, их взаимодействии с федеральными органами власти.
Чтобы найти ответы и определить пути дальнейшего развития, надо чётко видеть сложившуюся ситуацию. Для этого был подготовлен анализ бюджетов муниципальных образований. Для чистоты показателей все города Сибири и Дальнего Востока разделили на пять групп по количеству населения. В первую вошли областные города с населением свыше 500 тыс. жителей. Ангарск попал во вторую группу - города с численностью от 200 до 500 тыс. жителей.

 

По темпам роста бюджета мы - в лидерах


Сначала о хорошем. В рейтинге показателей абсолютных доходов городов, входящих в АСДГ, Ангарск в числе лидеров! Рост доходов наблюдается в 5 из 7 муниципальных образований. Но если в среднем это 7%, то в Ангарске - 57%! По привлечению финансовых средств на территорию мы обогнали (в процентном отношении) даже областные и краевые центры: Кемерово, Красноярск, Читу, Якутск.
В 2017 году на исполнение программ и проектов по строительству социальных объектов, благоустройству территории Ангарск получил дополнительно 1 млрд 184 млн рублей. Для сравнения: в 2015 году - 159 млн рублей. Как говорится, почувствуйте разницу!
- Высокие темпы роста связаны с поступившими субсидиями, а также с увеличением налоговых доходов, - пояснил мэр. Как с пользой для горожан используем финансирование? Впервые за 30 лет строим школы, благоустраиваем парки, ремонтируем и прокладываем дороги, внутриквартальные проезды.

Бюджетные реципиенты богаче доноров


Ангарск - эффективно работающая промышленная площадка. Это наш плюс. За прошлый год предприятия Ангарского городского округа заплатили в бюджеты всех уровней 28 млрд 533 млн рублей налогов. Внушительная сумма, и она растёт год от года! В Приангарье больше нас отчисляет налогов Иркутск - 73 млрд рублей. В Братске, где работают такие гиганты, как лесопромышленный комплекс, крупнейший в России и в мире алюминиевый завод, завод ферросплавов, общая сумма налогов в пределах 14 млрд рублей. Это в два раза меньше, чем в Ангарске. При этом мы оставляем на своей территории всего 8% от собранных налогов - всё остальное уходит в вышестоящие бюджеты. Так установлено федеральным и областным законодательством. Для сравнения: Иркутск оставляет себе 12%, Братск - 14, Усть-Илимск - 22%. Наша территория - донор для регионального бюджета. Заметим, Ангарск единственный из второй группы городов АСДГ, который не получает дотаций! В итоге бюджетная обеспеченность на каждого жителя города-донора составляет 25 тыс. рублей в год. В территориях-реципиентах ситуация лучше: в Братске - 31 тыс. руб., в Черемхове - 30, в Иркутске 27 тыс. руб. на человека. - Нам есть над чем работать, - замечает по этому поводу Сергей Петров. - Ангарск вправе рассчитывать на рост бюджетной обеспеченности не ниже, чем в других городах.

Видение в радиусе носа

Теперь не о самом приятном - о долгах. Те, кого хлебом не корми, дай власть покритиковать, пытаются укорить администрацию в увеличении процента муниципального долга к общей сумме доходов. Есть такое. Но давайте посмотрим дальше своего носа! Государственный и муниципальный долг - нормальная финансовая категория. Привлекая заёмные средства под очень низкие проценты как за счет федерального и областного бюджетов, так и за счёт банковских кредитов, мы направляем их на капитализацию, а не просто занимаемся текущим содержанием. Уже сегодня строим социальные объекты, ремонтируем дороги и только потом осуществляем гашение кредитов по процентным ставкам, сопоставимым с официальной инфляцией. Если сравнивать Ангарск с другими городами области, на начало 2018 года наш муниципальный долг (603 млн рублей) меньше, чем в Иркутске (1865 млн рублей) и Братске (779 млн рублей). Из крупных городов Сибирского федерального округа у Новосибирска долговая нагрузка возросла с 58 до 89%, у Омска - с 50 до 72%. Очень скромный долг у Нефтеюганска. Там могут себе это позволить при бюджетной обеспеченности 51 тыс. руб. в год на одного жителя.

Сибиряки своё слово сказали

Сегодня, чтобы справиться с валом проблем, представителям органов местного самоуправления приходится быть менеджерами. И чаще всего кризисными!
- Все руководители говорили о том, что бюджетная обеспеченность несправедлива: слишком много полномочий и слишком мало денег для их исполнения, - говорит Сергей Петров. - Надзорные органы обязывают нас выполнять предписания, а бюджетная обеспеченность не позволяет это сделать. Их финансовая ёмкость может превысить годовой бюджет муниципалитета. Чтобы в полной мере исполнить требования законодательства по образованию, нам надо ещё 9 новых школ построить, а это 7 млрд руб. У наших финансистов каждый рубль на учёте. Эффективность управления финансами в Ангарском городском округе уже третий год высоко оценивают в региональном Министерстве финансов. За качественное управление бюджетным процессом мы в очередной раз получили премию в размере 35 млн рублей. Решение проблемы с наполняемостью бюджета есть. Председатель комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей ДИДЕНКО в целях увеличения доходной части бюджетов муниципалитетов предложил:
-зачислять НДФЛ по месту жительства налогоплательщика,
-передать местным бюджетам 1-1,5% налога на прибыль, что позволило бы компенсировать выпадающие доходы бюджетов промышленно развитых городов,
-ввести сбор на добычу общераспространённых полезных ископаемых (песка, гравия, глины и т. д.), добываемых на территории муниципальных образований,
-зачислять транспортный налог в отношении физических лиц в муниципальные дорожные фонды, юридических направлять в бюджет субъекта Федерации.
 Резолютивная часть направлена в Госдуму и Федеральное Собрание. Теперь слово за федеральной властью.
Ирина БРИТОВА
Фото Любови ЗУБКОВОЙ