Железный дровосек

Скульптор Александр ИВЧЕНКО о деревянном Диснейленде и безответной любви

- Давай отойдём в сторонку, шумно здесь, - сквозь жужжание пил произнёс улыбчивый парень с красным от загара лицом.
Знакомьтесь, это Александр Ивченко, воронежский мастер резьбы по дереву и блогер. Познакомились? А теперь знакомьтесь снова, это Александр Ивченко, известный в прошлом иркутский репортёр и автор не одного журналистского расследования. Несколько лет назад судьба заставила Сашу сменить прописку. Но сегодня он снова дома. Только в руках у Саши вместо диктофона увесистая бензопила (хозяин дал ей прозвище «джедайский меч»). Александр Ивченко -участник Международного фестиваля «Лукоморье».

С деревом общаться приятнее, чем с людьми

- Александр, это здесь, в родной тайге, так загорел?
- (смеётся) Нет, на экваторе. Позвонили 1 апреля, позвали в Сингапур пилить скульптуры.
Я сначала подумал: розыгрыш. А оказалось, англоязычный концерн в Сингапуре делает
элитные детские площадки. Предложили работу, а вместе с этим квартиру и машину, чтобы семью перевезти. Я сначала поехал присмотреться и обалдел. Там день работы за три идёт -так солнце палит! Скрыться некуда. За 10 дней спина четыре раз пузырём вставала. Думаю, не буду в эту авантюру вписываться. Мне и в России хорошо.
- Из журналиста - в кудесники деревянной скульптуры. Как до жизни такой дошёл?
- После Иркутска, уже в Воронеже, работал пресс-секретарём председателя городской Думы. И знаешь, так достала эта петрушка. С деревом подчас общаться приятнее, чем с людьми. В общем, год назад уволился со всех работ и полностью ушёл в творчество.
- Если не секрет, из Иркутска в Воронеж что заставило перебраться?
- То же самое, что я сегодня здесь пилю - любовный треугольник. Оказался его лишней вершиной, развёлся. В одном городе с женой как-то тесно стало, вот и уехал.
- Ты несколько лет отработал в газете «Видеоканал» и на «Аисте», руководил отделом журналистских расследований. Какое из них тебе больше всего в память врезалось?
- Самый неприятный отпечаток на душе оставил репортаж про сатанистов. Началось с того, что в редакцию пришла женщина и рассказала, что у неё в доме полный подвал кур с отрезанными гребешками. Я начал выяснять - докопался до цыганок, которые так порчу снимали. Даже прикинулся неудачником, сходил к ним «от сглаза избавиться». Снимал на скрытую камеру, как у меня на голове петуха резали. А потом уже здесь, в Ангарске, вышел на юных сатанистов. Они на старой водонапорной башне девушек-неофитов в свои ряды принимали. Резали бритвой руки и по обряду пили кровь. Самое страшное, что они даже камер не боялись, популярности хотели.
- А работа с деревом — это, выходит, попытка уйти от жуткой реальности?
- Когда мысль в голове зудит, руки чешутся - удержать её в себе невозможно. Раньше в такие часы я не только вырезал. Рисовал ещё, даже две книжки написал - так и не издал.
- Свою первую фигурку помнишь?
- С деревом я всю жизнь работаю, ведь в тайге вырос, в Ербогачёне. Там дерево - это всё. А первая поделка... Года в 3-4 сколотил две палки крест-накрест. Ох и радости у пацана было! Я же сказал всем, что это птица. Птичку маме подарил.
Жена в бензопилах разбиралась лучше меня
- Правда, что твоя вторая жена - подруга детства, тоже наша землячка?
- С Ниной мы знакомы 30 лет и 3 года. Когда мне было шесть, у нас за забором начинался лес. В то лето мы с родителями уехали на каникулы, а когда вернулись, за оградой уже стоял дом и бегали две девочки. Одной из тех девчонок и была Нина. Так мы с самого
детства и дружим. Первый брак у меня был с венгеркой. После развода я подумал: экзотики с меня хватит — нужен проверенный кадр. Сделал Нине предложение и увёз её в Воронеж. Сейчас у нас сын и дочка растут.
- Нина никогда не говорила сгоряча, что «деревяшки» тебе дороже, чем она?
- (улыбка в 32 зуба) Это она мне 6 лет назад на день рождения бензопилу и подарила. Я бы сам никогда не решился -денег пожалел бы. А Нина, видя, как я по две недели мучаюсь, вырезая стамеской одну фигурку, залезла в Интернет, погрузилась в тему. На каком-то этапе жена про бензопилы знала в сто раз больше меня. И сделала мне подарок, от которого я на седьмом небе. Нина -вообще моё сокровище. Сейчас, пока сидит с сынишкой в декрете, она и мой секретарь, и продюсер. Она принимает заказы, она монтирует видео для YouTube-канала (Александр ведёт видеоблог, посвящённый деревянной скульптуре). На днях на канал москвичи наткнулись. Звонят в три часа ночи с «Мосфильма» - не соображают, что я под Ангарском, зовут сниматься в шоу «Лига удивительных людей». Я все стрелки о переговорах на Нину перевёл - она в этом больше меня понимает.
- Получается, сегодня твоё увлечение переросло в ремесло?
- Сейчас это мой хлеб. Когда уволился, с мая по декабрь проехал 14 городов, участвуя в самых разных проектах. На Ямале в Салехарде выиграл Международный фестиваль «Легенды Севера». Для этнографического парка в порте Саббета с приятелем делали ледяных моржей. Когда президент приезжал отправлять ледоколы с Карского моря, мы для мероприятия скульптуры пилили в декабре. А дома я выкопал себе подвал под мастерскую. Ухожу под землю, чтобы никому не мешать, и мастерю -дышу опилками.
- Есть заказы, которые терпеть не можешь выполнять?
- Самый ненавистный мне персонаж - это волк из мультика «Жил-был пёс». Его всюду заказывают: на дачи, турбазы, в кафе. Надоел до чёртиков. Мультфильм вроде бы киевляне снимали? Я всё жду, когда они авторские права на волка заявят и запретят мне его пилить.
- А работы, которые не продашь ни за какие деньги?
- Да таких много, которые делаю от чистого сердца для школ и садиков. Когда сын родился, я у роддома поставил маму с ребёнком на руках. В эти минуты мне хочется заставить дерево жить, чтобы работа будила эмоции - смех или слёзы.
В «Лукоморье» попал, как в сказке
- Ты же под Воронежем собственный фестиваль организуешь?
- Скорее школу. В Воронеже нет культуры восприятия дерева. Там ясени, буки да дубы на
дрова рубят. А у меня мечта: построить под Воронежем что-то вроде деревянного Диснейленда. И очень много людей узнают обо мне в Интернете и просят научить работать с деревом. Вот я клич и бросил. На первый такой мастер-класс за свои деньги
приехали 26 мужиков из 10 регионов. Это здорово!
- А в «Лукоморье» как решился поучаствовать?
- Я никогда не считал себя крутым резчиком, достойным права выступать в «Лукоморье». Много раз сюда приезжал в качестве туриста, но даже предположить не мог, что смогу делать что-то подобное. Всё закрутил мой напарник-ученик. Он всё меня подначивал, мол, давай поедем на «Лукоморье». Я его послушался, нарисовал эскиз из семи фигур.
А когда дошло до дела, напарник не заполнил свою часть документов и мы просто не успели подать этот эскиз. Я думаю: время ушло - значит не судьба. А потом, как в сказке. Звонят организаторы: «Мы твои работы в Интернете видели. Высылай эскиз». Звоню товарища обрадовать, а он отказался ехать. Наверное, жена не пустила. В общем, лечу я в самолёте и кумекаю, что же делать: один семь фигур выпилить не успею. И там же, на борту, придумал эту историю: про девочку, которая любуется собой в зеркало, мальчика, который протягивает ей яблоко, и вторую, «лишнюю» девочку, которую не замечает тот мальчик.Неразделённая любовь - каждому из нас это знакомо. Только у этих детей всё ещё впереди. Будет в их жизни счастье.
- В России подобные фестивали растут как грибы. «Лукоморье» догоняют?
- Я всем говорю: в плане конкуренции, в плане уровня работ «Лукоморье» самое крутое,
что происходит в России. Да, в Томске есть похожий фестиваль - «Праздник топора». Там
раньше всякие лавочки мастерили. Да, растёт в уровне. Но всё равно не то. Подобрать состав сильнее, чем в «Лукоморье», не удаётся никому. Слабаков тут нет. Планка задана такая, что хуже пилить нельзя, можно только лучше.
Дмитрий ДЯГИЛЕВ
Фото Любови ЗУБКОВОЙ