Свежий номер
Коньки - моё лекарство
Тренер «Альтаира» Сергей ВАСИЛЬЕВ о боли, любимчиках и радостях жизни
Ещё 10-15 лет назад родной мегетский хоккей местные жители предпочитали поминать исключительно в прошедшем времени: «А какая была команда, помнишь? А сколько ребят Николай Андреевич на коньки поставил?!» К великому сожалению, со смертью всем известного энтузиаста Николая Андреевича ВАСИЛЬЕВА такой хоккей, молодой и со страстью в глазах, остался без твёрдой организаторской руки и вскоре впал в забвение, из которого в 2006 году его пробудил сын Николая Андреевича Сергей ВАСИЛЬЕВ. Вот уже 12 лет тренер и основатель команды «Альтаир» растит новых звёздочек хоккея - ребят, которых желают видеть в своих рядах клубы ВХЛ, КХЛ и даже НХЛ. 15 мая Сергей Николаевич отметил юбилей - 55 лет.
Как мегетчане в Сочи в лапту играли
- Сергей Николаевич, прежде всего поздравляем вас с юбилеем! Припомнить сможете, из своих пятидесяти пяти сколько лет вы уже не расстаётесь с коньками?
- Да тоже юбилей выходит: 45 лет назад папа поставил меня, десятилетнего мальчишку, на коньки - и понеслось. Меня даже ностальгия берёт. Знаешь, как во всех мегетских дворах раньше бывало? Летом с соседскими пацанами в футбол гоняли да в лапту, а зимой коробку заливали и клюшки наголо - никаких тебе гаджетов и компьютеров, вся орава на улице. Да ты не думай, я не брюзжу. Не знаю, как у городских, а у нас в посёлке традиция всё свободное время пропадать во дворе с мячом или шайбой у ребятни ещё живет. Сейчас дома мало кто сидит.
- Свои первые коньки хорошо помните?
- Ещё бы (улыбается)! Двухполозные «Снегурки», которые нужно было ремешками к валенкам пристёгивать. На них хорошо было учиться на льду стоять, а вот далеко убежать - это уже дело практически невозможное.
В более зрелом возрасте были коньки «Сальво» с пластиковым ботинком. А уже в конце 80-х появились цельнолитые «Динамо». Мы на них на всех соревнованиях по области играли, да с деревянными клюшками - не то что нынче, пластмасса.
- На соревнованиях под началом Николая Андреевича?
- Да, папа никогда не давал молодёжи шататься без дела. В ту пору мы за хоккейный Мегет и в Братск на матчи летали на «Ан-24», и в Тулун. Не знаю уж, как отцу удавалось такие перелёты организовывать. А в 1990-м, мне уже 27 стукнуло, мы отправились в Сочи на первый официальный чемпионат России по лапте и нашей поселковой командой взяли бронзу. Шороху мы тогда наделали, конечно. Многие соперники там впервые услышали, что есть такой посёлок Мегет, команда из которого их ещё и в лапту уделывает. Мы и сегодня с детворой в лапту частенько рубимся, храним традиции.
- Лихо! И всё-таки, как показывает жизнь, вашим любимым видом спорта оставался хоккей. Какие кумиры были в детстве у поселкового мальчика Серёжи?
- Да такие же, как и у всех пацанов в СССР: ХАРЛАМОВ, ПЕТРОВ, ВАСИЛЬЕВ.
- Васильев? Не помню такого хоккеиста. По фамилии кумира выбирали?
- Молодой ты, не знаешь. Был такой защитник в советской сборной - непроходимой стеной считался. А о том, что фамилии одинаковые, я как-то тогда даже и не задумывался.
- Вы сами играли в нападении. Много шайб заколачивали?
- Да немало. Всё время то приз лучшего бомбардира получу, то нападающего. Даже не знаю (смеётся), может, этому как-то отец способствовал - поощрял сына за хорошую игру. (Тут улыбка начала сходить с лица Сергея Николаевича.) Жалко, что карьеру игрока пришлось уже в 30 лет завершить. По молодости травм нахватал - не обращал внимания, а потом колени просто сказали: «Стоп! Накатался и хватит!». Артроз 4-й степени. Так всю жизнь ноги и болят.
- Как же вы тогда сейчас на лёд умудряетесь выходить?
- Удивительно, но коньки и есть моё лекарство. Когда хожу - ноги ноют, когда качу на тренировке, с пацанами упражнения отрабатываю - становится легче.
В 50 лет пошёл в студенты
- В профессиональном хоккее нередко игроки, завершившие карьеру, идут в тренеры, потому что не могут найти себя ни в чём ином. У любителей всё иначе. К примеру, у вас есть работа, никак не связанная со спортом, а на поприще тренера поселковой команды денег не заработаешь. Тогда зачем вам это?
- По-честному, я себе тренерской судьбы никогда и не загадывал. Но после того как в 1999-м не стало папы, хоккеем в Мегете по большому счёту некому было заниматься. Да, были ветераны, но человека, который бы взял и собрал мальчишек 5-6 лет в команду и начал бы с ними работать из недели в неделю, не находилось. Я и решил: надо. И за память отца и его трудов, и за мальчишек наших. В 2006 году набрал первую группу первоклашек. А ветераны предложили название для команды - «Альтаир», недосягаемая звезда. Так и полетели к своим космическим далям.
- Из игрока - в детские тренеры. Как на первых порах привыкали к новой роли?
- Да не так всё просто оказалось. У каждого парнишки в голове свои тараканы, до каждого нужно достучаться. Можно сказать, та первая группа 6-летних малышей, которую я взялся тренировать, учила меня ничуть не меньше, чем я их. В конце концов понял, что без высшего тренерского образования больше не потяну. Как говорится, седина в бороду, и в 50 лет пошёл в студенты, а год назад ко дню рождения себе подарок сделал - корочку диплома.
- Считаете себя добрым тренером?
- 50 на 50. Кричать на ребёнка не буду. Никогда не поверю, что до парня нельзя донести мысль, не повышая голоса. Но и халявить им на тренировке тоже не даю. Если что, то дополнительными упражнениями могу «наградить». Но детей я уважаю, а они меня уважают. Ты или над ребенком, или вместе с ним. Если вместе - пацан первого тренера никогда не забудет, а коли воспитанник к тебе поздороваться не заходит, значит, ты что-то неправильно сделал.
- Хоккейные тренировки не каждый выдержит?
- Раньше было куда тяжелее. Представь, каково на морозе, в ветер, коробку от снега отскребать перед тренировкой! Но после того как по муниципальной программе нам спорткомплекс отгрохали, такая закалка пацанов уже в прошлом. Всё проще стало: приходи, переодевайся - и на лёд. Сейчас, пока вместо льда у нас футбольное поле, мы продолжаем два раза в неделю на «Ермак» ездить. Спасибо Александру Георгиевичу БЫКОВУ и его заму Сергею КОРОБЕЙНИКОВУ, выделили время на льду. Другое дело, что тренировки поздние - в 22.45. В Ангарск едем - ребята ещё спят, из Ангарска едем - уже спят. Но дети и их родители - люди уже привычные.
- А любимчики у вас есть?
- Есть, конечно. Но с них я ещё больше спрашиваю, чем с остальных. Особенно с внучка своего Даньки ГЕРАСИМОВА. Ему только два годика было, а я его уже на коньки поставил. Совсем недавно его признали лучшим игроком Межрегионального турнира «Добрый лёд на Байкале», он там легионером за «Ермак» выступал. Данька уже с ребятами на 2-3 года старше соревнуется. Молодец! Но чуть где он недоработает, я не поленюсь ему чутка словесную пилюлю вставить. Дочка мне всё говорит, мол, что это ты со внуком строго. А я вижу, что в нём перспектива громадная, потому и не даю расслабляться.
- Навскидку вспомните игру, победу в которой ребята, что называется, выгрызали.
- Во время «Доброго льда» как раз. Мы с иркутскими «Тиграми» за 3-е место зарубились. То они забьют, то мы. В итоге 7:5 в нашу пользу и бронза у «Альтаира».
- Как переживаете, когда ваших лучших игроков переманивают в профессиональные клубы?
- Смешанные чувства. С одной стороны, не скрою, горечь присутствует. Я этих ребят с детского сада знаю, силы вкладываю, поэтому немного грустно, когда уезжают. А с другой - радость: труды же даром не должны пропасть, парням нужно развиваться. Я, например, за Родиона ЦИЗМАНА переживаю и горд, что он в челябинском «Тракторе» сейчас. Как приезжает домой, он первым делом ко мне бежит. Сейчас вроде бы Родю даже на просмотр в НХЛ приглашают. Держу кулаки, чтобы всё у него получилось.
- А у вас, как у тренера, нет желания взять новую высоту, переехать куда-нибудь и возглавить взрослую команду? С вашим-то опытом...
- А зачем мне Мегет на что-то менять? У меня здесь две большие радости: работа с детьми и рыбалка. Большего мне и не надо.
КСТАТИ
Полина МАНГИРОВА - звёздочка мегетской дружины
Она играет в «Альтаире» в первой пятёрке и является одним из лучших хоккеистов мегетской дружины. Когда родители привели 6-летнюю Полину к Сергею Николаевичу со словами: «Помогите, она бредит хоккеем», у тренера даже сомнений не возникло, давать ли девочке шанс. Вроде бы хоккей - дело не женское?
- Да чушь это всё, женское, не женское, - уверен Сергей Васильев. - Полина сгорала от нетерпения играть. Так пусть пробует. Сейчас убеждаюсь: правильно сделал. Таких ответственных игроков среди мальчишек ещё поискать. Чтобы Полина тренировку прогуляла? Да никогда.
Сама звёздочка «Альтаира» признаётся, что хоккей смотрит по телевизору ещё с 4 лет и по именам знает канадских, чешских и российских игроков.
- Не знаю, как так получилось, - говорит Полина. - Дома так хоккеем никто не увлекается. А я себя нигде, кроме как на льду с клюшкой, в будущем не вижу. Моя цель - женская сборная России.
Дмитрий ДЯГИЛЕВ