Весь остров театр

 

С 21 по 31 июля на Ольхоне проходил театральный фестиваль «Сибирская рампа»
Так часто в театр я в городе не ходила. В прагматично построенном графике для него не всегда находилась строчка. Зато на Ольхоне – острове шаманов и легенд, куда электрификация нагрянула недавно, в посёлке Хужир, с его пыльными песчаными дорогами, полуразрушенным причалом старого рыбзавода, я смотрела по несколько спектаклей в сутки. Повезло попасть на Ольхон во время проведения театрального фестиваля «Сибирская рампа».
В 2017 году фестиваль любительских театров проводился уже в 17-й раз. Его инициатором и организатором стал ангарский народный театр «Факел» под руководством заслуженного работника культуры Александра КОНОНОВА. Поначалу на острове даже электричества не было, вечерние спектакли проходили при свете керосиновых ламп. Но бытовые неудобства не смущали любителей театрального искусства, год от года фестиваль привлекал всё большее количество творческих коллективов. Сейчас в Международный летний театральный центр «Ольхон» приезжают со всей России и зарубежных стран. Нынче в одно время, в одном месте собрались 22 театра, а это более 600 человек.
Для них это не чёс с популярным спектаклем с целью бабок в провинции срубить. Они сами вносят оргвзносы, чтобы участвовать в фестивальной программе, едут на край света за собственные средства. Артисты из города Тутаева пять суток на поездах, автобусах и на пароме добирались. Режиссёр Светлана АСАФЬЕВА неоднозначно заметила: «Дорогой наш Ольхон!» Но, несмотря на трудный путь, стремятся сюда из Москвы и Питера, Литвы и Самары, а театрам из Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Усть-Орды уж сам Бурхан велел быть обязательно!
Поток жизни
Что заставляет ехать за тридевять земель?
- Центр «Ольхон» является площадкой для претворения в жизнь  ярких и смелых замыслов, связанных с развитием театрального искусства, - ответил Александр Кононов.
Остров Ольхон – это ещё и место силы, сакральный центр Байкала.
- Здесь читаешь самые обыкновенные слова и чувствуешь за ними объёмный уровень осмысления, - замечает по этому поводу Александр Иванович.
Об этом же говорил режиссёр и актёр театра Центра культуры города Аникщяй Йонас БУЗИЛЯУСКАС. Пьесу по стихам Паулюса ШИРВИСА «Дьявольски одинок» играли на литовском языке. Но зрители понимали, о чём речь.
- Спектакль - это передача энергии, чувств, эмоций от артистов к зрителям. Если контакт установлен, не важно, на каком языке мы говорим, важно, что понимаем друг друга.
В поселке Хужир есть клуб с нарядной сценой, мягкими креслами, но он оказался мал для большого числа зрителей. Практически все спектакли проходили на открытой площадке во дворе музыкальной школы либо в естественных декорациях - в лесу, на деревенской улице. А то, что люди ходят, так это всё как в жизни, потому происходящее в пьесе воспринимаешь как реальную жизненную ситуацию. В действие включались даже животные. В спектакль литовского театра вмешалась кошка - пришла на запах сосиски. По ходу пьесы её покормили.
Запрет на сцену касается только ритуальных мест острова.
- Пришли мы как-то на святое место у скалы Шаманка, чтобы представить сказку «Русалочка». А оно нас не пускает. Налетел ветер, собрались тучи. Фантасмагория какая-то. Ушли – и всё утихло, - рассказал старожил фестиваля, режиссёр театра «Родничок» Тагир ХАМИТОВ.
Крутотень
Порой театральное действие затягивало так, что я пошевелиться боялась. Скамейки деревянные, неудобные, в землю вкопанные, во время спектакля шея затекала, спина деревянная. «Уж полночь близится, иду спать», - решала я. Но очередной театр уже готовил площадку, и я оставалась. Не зря! Всю жизнь бы себя ругала, если бы пропустила спектакль «Визит старой дамы» народного театра «Левый берег» из города Тутаева. Печальную историю любви, предательства и мести артисты поведали на одном дыхании, динамично и весело. Неприглядные поступки, как ни старайся, не скроешь беспечностью, музыкой и танцами, за всё в жизни придётся платить!
«ВКонтакте» зрители оценили спектакль ёмким словом «крутотень».
Мэтры тоже не пожалели похвал. «Победа за нами! Ольхон наш! Во главе с режиссёром Светланой Асафьевой взяли 6 лучших дипломов! Наша работа «Визит старой дамы» признана лучшей!» - поделились радостью артисты в социальных сетях.
Впрочем, откровением становились многие постановки. Театр «Эксперимент» из Иркутска привёз премьеру «Вино из одуванчиков» по книге писателя-фантаста Рэя БРЕДБЕРИ. Спектакль о детстве, о первых открытиях, радостях и огорчениях, желании видеть мир счастливым.
Пронзительную, волнующую до глубины души пьесу Светланы БАЖЕНОВОЙ «По-другому» о том, что хорошие люди гибнут в одиночку, они должны быть вместе, представил коллектив театра «Гротеск» из посёлка Усть-Орда.
Хозяева фестиваля, театр «Факел», порадовали комедией МОЛЬЕРА «Смешные жеманницы» и заставили вместе с Антоном ЧЕХОВЫМ задуматься о последствиях своих поступков и их отсутствии в спектакле «Иванов».
Всего на фестивале было представлено 40 театральных постановок для детей и взрослых.
До встречи, Ольхон!
Театральная жизнь на Ольхоне «бурлила, кипела и пенилась» с утра до ночи. Ведь это не просто фестиваль, а фестиваль-лаборатория. С режиссёрами и актёрами-любителями работали педагоги ГИТИСА, Театрального института имени Щукина, Школы-студии МХАТ. Они проводили мастер-классы по актёрскому мастерству, сценической речи, экспериментам в театре.
- Знания, которые мы здесь получаем, а также новые идеи часто становятся настоящими открытиями, - признался Александр Кононов. – Лучшее из того, что мы узнали, зрители увидят в новых спектаклях.
Польза от творческих встреч на Ольхоне очевидна, поэтому доброе дело получает поддержку от Министерства культуры Иркутской области, Союза театральных деятелей России и Российского центра Международной ассоциации любительских  театров, Иркутского областного дома народного творчества, администрации Ангарского городского округа.
Отгремели финальные фанфары «Сибирской рампы – 2017», подведены итоги, вручены награды, артисты возвращаются в свои города. До встречи, Ольхон!