Ангарские Макаренки:Российской комиссии по делам несовершеннолетних скоро исполнится сто лет

В январе 2018 года исполнится 100 лет российской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В нашем молодом городе на протяжении долгих лет комиссия по делам несовершеннолетних играет важную роль в решении проблем защиты детей от жестокости, насилия, негативных влияний социальной среды. Одиннадцать лет проработала в ангарской КДН майор полиции Татьяна Петровна КЛИМОВА, начальник инспекции по делам несовершеннолетних Центрального района Ангарска. Она пришла в комиссию в 2002 году, будучи уже пенсионеркой МВД, и отслужила здесь почти 20 лет.

Важны человеческие связи

- Татьяна Петровна, когда вы начали работать в комиссии, что было для вас новым?

- Нового не было, просто пришлось вспомнить, как я работала в инспекции по делам несовершеннолетних, ведь начальник инспекции всегда объявлялся членом комиссии по делам несовершеннолетних. Мне пришлось восстанавливать прежние связи с милицией города, образованием, здравоохранением. Очень пригодился мой прошлый опыт, который существенно помог в работе нового дружного коллектива. Для меня эти 11 лет вспоминаются как прошедшие на одном дыхании. Мы все смотрели в одну сторону. И члены комиссии с нами хорошо работали, и отдыхали мы вместе, и все проблемы решали!

- А для чего нужны такие человеческие связи?

- Для того, чтобы работа не была формальной. Бумагами, указаниями и приказами не всегда можно решить вопрос. А когда позвонишь знакомому человеку и просто попросишь помочь конкретной семье, устроить их ребёнка в вечернюю школу, поучить родителей, - отклик находишь сразу.

- Когда вы пришли в комиссию, помните, сколько ребятишек было на учёте?

- Это число не меняется - в пределах ста человек. А в инспекции по делам несовершеннолетних - порядка 400 ребят. Постановка на учёт идёт по решению, принятому на заседании комиссии при рассмотрении персонального дела, поступившего из полиции. При рассмотрении административных материалов принимается решение - есть основание ставить на учёт или нет таких оснований. Безоговорочно основания есть, когда полицией принимается постановление о прекращении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, есть приговоры суда, где выносятся решения о неприменении лишения свободы. И основная роль комиссии - создать вокруг такого подростка благоприятную среду, круг заинтересованных лиц, которые с ним будут работать.

«Наше» время - с 22.00 до 6.00

- А вы сами проверяли, как живут ваши подопечные?

- А как же! Рейды были обязательными - два раза в месяц. В приговоре суда бывает оговорено ограничение (допустим, с 22.00 до 6.00 находиться дома). Вот это - «наше» время работы. Бывало, что подопечные в это время дома не сидели. Многие считают, что если человек прошёл через суд, получил на руки приговор, то общество его воспитало и он всё понял. Не всегда так бывает! После суда ребятишки частенько продолжают себя вести так, как раньше. И нам нужно объяснять подростку, что это не просто строчки в конце приговора, а очень серьёзные ограничения. Ведь если ребёнка нет дома в положенное время, уголовно-исполнительная инспекция обязана внести в суд представление о нарушении приговора суда и объявлять наказание: первое предупреждение за невыполнение обязанностей, второе, а потом - ходатайство перед судом об отмене условной меры наказания.

- Какие качества важны для тех, кто работает с трудными детьми?

- Общительность, открытость, умение далеко прятать свои амбиции и, конечно же, жизненный опыт. Потому что для подростка важно, кто перед ним, ему нужен авторитет, который он видит во взрослом человеке.

- Когда вы встречались с разными ребятами, у которых нелёгкая судьба, бывало ли, что плакали?

- Меня милиция отучила плакать. В начале 1980-х, когда я только начинала работу в милиции, приходилось самой нянчиться в семьях подопечных с месячными и годовалыми детьми, со всякими. Тогда я и отучилась плакать. Но чувство жалости, когда буквально кровь сворачивается, не пропало. А ещё - хорошая злость, понимание, что нужно собраться, сделать всё для разрешения данной ситуации, создать вокруг этого ребёнка или семьи новое, хорошее.

Государство должно опекать семьи

- Что нужно сделать, чтобы «трудных» детей было меньше?

- Когда я начинала работать в милиции, мы ребят забирали с улиц, теплотрасс, канализационных колодцев. Мы это победили. Но чтобы в корне улучшить ситуацию, необходим государственный уровень. Я считаю, что для семей, особенно для семьей с двумя-тремя детьми, государство должно делать больше. В Москве, Питере такие семьи окружены вниманием и заботой. А в регионах - беда. Разница большая. Нужно, чтобы больше средств уходило в регионы, чтобы опекать эти семьи. Тогда родителям станет легче, они не будут заниматься только добычей денег, у них появится время для воспитания детей, для любви, для того, чтобы наполнить свои семьи теплотой и заботой.

Беседовала Ирина СЕРГЕЕВА