ГОСТЬ НОМЕРА. «Если бы я мог не уезжать из Ангарска, не уехал бы…»

Режиссер Сергей ФАЙЗРАХМАНОВ о фатализме, таланте и… наших дорогах

Нам всегда интересно, как живут ангарчане, уехавшие в столицу. Прошедший июнь подарил нам встречу с известным ангарчанином Сергеем Файзрахмановым, который работал режиссёром в телекомпании АКТИС и семь лет назад уехал в Москву, а в июне этого года в рамках международного фестиваля «Сердце Байкала» привёз в наш город спектакль «Сейшельские острова», поставленный им по собственной пьесе.

Сергей Файзрахманов, актёр и режиссёр по образованию, в Москве пишет сценарии для телевизионных сериалов, для детективов, транслируемых по ТВ, и является довольно востребованным столичным сценаристом. И тут вдруг пьеса. Почему? Зачем?

«Серега, тебе надо писать!»

- История эта довольно длинная, - рассказывает Сергей. - Я как-то общался с Павлом ИСАЙКИНЫМ, известным артистом, моим однокурсником по Иркутскому театральному училищу. Едем в машине, я что-то ему рассказываю, а он говорит: «Серёга, тебе надо писать!». Мне это запало в душу. Опять же, пьесу я начал писать не от хорошей жизни. Ведь работа над сериалами не сахар, ты зависишь от редакторов. А пьеса - это чистое творчество. Как-то рылся в своих архивах, нашёл одни сюжет, создававшийся для проекта, который потом закрыли, и подумал, что из этого сюжета может получиться пьеса. Сюжет был такой: мужчина берёт в долг у соседки, чтобы сделать ей паровую стиральную машинку, и не отдаёт, и она подаёт в суд. Сначала пьеса получалась плоской. Мне очень помогла моя жена Татьяна: подсказала один ход, в результате которого пьеса приобрела драматизм, объём. Так что можно сказать, что пьесу мы вместе с Татьяной написали.

- Но ведь пьесу мало написать - её нужно продать. Как ты это делал?

- Сначала я искал продюсерские центры. Понял, что туда можно попасть только по рекомендации. Потом стал рассылать пьесу по всем театрам. Ответили из четырёх. Вот в Череповце взяли пьесу и поставили. Я был на премьере, мне нужно было понять, что вообще получилось. Когда в материал погружаешься, наступает такой момент, что ты не можешь на него объективно смотреть. И мне нужно было понять, как люди на пьесу реагируют. Оказалось, что очень хорошо. Там аплодировали стоя, директор Северстали пожал мне руку, сказав, что пьеса - то, что сейчас нужно народу. Действительно, люди устали от чернухи, людям надежда нужна! И в своей пьесе я пытался указать этот путь.

Признание Никонко

- А как же другие театры?

- Ответов от них больше не было. Я запсиховал - ну что же такое?! И понял, что таким образом мне пьесу не протолкнуть. У меня выбора не оставалось - пришлось ставить самому.

Я обратился к своему другу Александру МОХОВУ, моему однокурснику по Иркутскому театральному училищу, заслуженному артисту России, режиссёру. Он дал мне телефоны артистов. И я просто начал им звонить. Позвонил даже Сергею НИКОНЕНКО, народному артисту России. Он пьесу прочитал и признался, что за последние 10 лет это лучшее, что он читал о русской действительности. Согласился играть в пьесе, но из-за его преклонных лет это не получилось. Вообще, актерский состав формировался долго и сложно. Пьеса всем артистам нравилась, но кто я для них? Просто автор, так сказать, «человек с мороза». В итоге состав был сформирован (Олег АКУЛИЧ, Марина ЯКОВЛЕВА, Оксана СТАШЕНКО, Сергей БАТАЛОВ, Мария ТУМАНОВА), проведены репетиции, состоялись премьерные показы во Владимире, в Ярославле и Костроме. И в Иркутской области в рамках фестиваля «Сердце Байкала» мы прокатились по многим городам.

Поступило предложение написать киносценарий по пьесе. Я его уже почти написал, что дальше с ним будет - пока неизвестно.

Стабильность – это иллюзия

- Скажи, что ты потерял, уехав из Ангарска, и что приобрёл?

- Потерял покой и стабильность. Ведь после пятидесяти тяжело с насиженного места срываться. Но меня просто жизнь заставила, дала пинка под зад: я работал на Восточно-Сибирской студии кинохроники, но все студии кинохроники по стране закрыли. Целая армия режиссёров, операторов оказалась на улице. И я в том числе. На телевидение я не хотел возвращаться, работы не было. И Алексей БРЫНЦЕВ, бывший ангарчанин, а ныне московский сценарист, позвал меня в столицу.

А приобрёл я, уехав из Ангарска, перспективу. Здесь у меня её не было. В Москве я чувствую свою востребованность, она не стабильная. Но жизнь вообще - нестабильная вещь, стабильность - это иллюзия. Ты избавляешься от этих иллюзий и понимаешь, что нужно пахать день и ночь. Стабильность - это результат. Я думаю, что даже после смерти никакой стабильности нет. А я верю, что смерти нет.

- То есть ты фаталист?

- Да. Я думаю, что человек живёт под давлением обстоятельств, и не мы принимаем какие-то решения, решения за нас приняты. Я ведь мог и в Питере после учёбы остаться - мне предлагали стать режиссёром в одном из театров, и в Москву раньше уехать. Но всё произошло так, как должно было произойти. Я всегда знал, что я талантливый человек. Это - не повод для бахвальства, а вериги, груз на шее. Талант - это приказ: не выполнишь - будешь наказан, выполнишь - наградой станет радость творчества, больше ничего! Иногда и материальная компенсация. У меня в Москве всё только начинается. Я ещё деньги не отбил, потраченные на спектакль, но я надеюсь, что он будет долго жить - всё для этого есть. Меня нельзя назвать успешным человеком. Меня можно назвать пашущим человеком. За шесть лет мой самый главный капитал - то, что меня узнали. Это пока всё. В деньгах это пока никак не материализовалось. Мы с Татьяной сильно рискнули. И мы ещё только выгребаем.

- Ты часто приезжаешь в Ангарск, скучаешь по родному городу?

- Конечно, здесь все мои друзья, родня. Поверь, Ангарск - очень уютный город, мне есть с чем сравнивать. Я вижу, как Ангарск меняется. С глубоким уважением отношусь с мэру Сергею Анатольевичу ПЕТРОВУ. Он деловой, целеустремленный, энергичный человек, с хорошим честолюбием. И очень разумный. И я вижу, как жизнь в Ангарске становится более разумной, организованной, более рациональной, что ли. Вижу, что сейчас стали приводить в порядок дороги. Сколько ведь об этом говорили! При Петрове началось движение. Вообще, если бы у меня была возможность не уезжать из Ангарска, я бы не уехал!

Беседовала Ирина СЕРГЕЕВА