Мы стали первыми в Восточной Сибири, кто построил новое судно

 

Впервые за 27 лет на верхней Лене появился новый объект судостроения. Со стапелей на воду было спущено несамоходное судно грузоподъёмностью 2,4 тысячи тонн. Всего шесть месяцев потребовалось инженерам и мастерам компании ООО «Ангарская судоверфь», чтобы сконструировать новобранца речного флота. На днях судно отправляется в свой первый поход. Это ли не повод поговорить с директором компании, а в прошлом настоящим морским волком Дмитрием Ващенко?

Первые в Восточной Сибири

- Дмитрий, как же так получилось, что свою жизнь вы решили связать с судоходством? Всё из детства?

- Как это часто бывает, многое решил случай. Окончив восемь классов, я совершенно не представлял, чем буду заниматься в жизни. Поначалу перебивался временными работёнками. Как-то во время разгрузки макулатуры у меня в руках рассыпался один из мешков, а из него повалились газеты. Поднял одну и прочитал: «Осетровское командное речное училище проводит набор курсантов». Стою над мешком и думаю: а что я теряю? И пошёл подавать документы. Окончил училище с красным дипломом. А после - и Дальневосточное высшее мореходное училище. Газета та, кстати, до сих пор дома лежит. 10 лет отходил по Лене на «Новосибирске» - сухогрузе класса «река-море». Бороздил льды Арктики, видел Землю Санникова. А когда появились дети, ходил капитаном по Байкалу на пассажирском судне. 10 лет назад благополучно сошёл на берег, но с флотом попрощаться не смог.

- Дух романтика не позволил?

- На флоте только романтики и остаются. Либо идиоты, - шутя признаётся Дмитрий. - Это раньше за длинным рублём шли, а сейчас уровень зарплаты такой, что только любовь к флоту спасает. Я знаю, что это моё, и лишь немного сменил амплуа. Это произошло как-то естественно. Когда на Байкале работал, ходил на судне, которое было построено в лихие 90-е, то есть тяп-ляп. Толком без чертежей даже. Приходилось вникать в судостроение, чтобы менять основное оборудование. Так в процессе углубления в эту тему перезнакомился с питерскими проектировщиками. Они меня и пригласили в филиал шведского флагмана Volvo Penta. Это крупнейший в мире производитель судовых двигателей. Через какое-то время я уже трудился ведущим инженером Восточно-Сибирского представительства компании.

- За это время успели убедиться, что наш речной флот непоправимо отстал от зарубежного?

- В последние годы наши, кстати, уже догоняют, и довольно неплохо. В том же Питере и Нижнем Новгороде стали вновь приближаться к мировым стандартам судостроения. Находят корабелы хороший симбиоз отечественных и зарубежных технологий. Это нормальная практика, не стоит этого стесняться. Раньше, например, весь советский флот работал на гэдээровской технике, радиоэлектроника стояла болгарская. Да тот же сухогруз «Новосибирск» был в Румынии собран. К сожалению, судостроение нашего региона пока лишь начинает отталкиваться от дна, которое нащупало в 90-е. На Байкале сейчас строятся только небольшие яхты для толстосумов, а достойного коммерческого флота не строилось уже 27 лет! Представляете? Всё это время суда лишь ржавели на приколе и распиливались на металлолом. За три десятка лет мы стали первыми в Восточной Сибири, кто построил новое судно.

- Что послужило толчком к строительству?

- К нам обратился Осетровский речной порт с идеей сделать из старого корпуса, лежавшего в Томской области, абсолютно новый экземпляр. Детали того корпуса были в хорошем состоянии и не эксплуатировались. Части судна, общий вес которых составлял 550 тонн, были доставлены специальными тралами в Усть-Кут, где буквально за шесть месяцев мы воплотили задуманное в реальность. Фактически мы создали новый объект судостроения, существенно модернизировав корпус и оборудование. По своим габаритам таких на Лене ещё не было.

Арктический флот спасён

- Шесть месяцев для судостроения. Насколько это мало?

- Даже по советским меркам это очень сжатые сроки. Заказчику нужно отдать должное: понимая сложность проекта, нам помогали и техникой, и людьми. Особенно это выручало во время форс-мажоров. Минувшая зима выдалась капризной: то пурга, то оттепель, талый снег норовил забежать внутрь секций. Общими усилиями удалось уберечь корпус от порчи. В июне судно выйдет с первым грузом по Лене. И, я думаю, уже в эту навигацию оно себя окупит.

- Работа успешно завершена, а что после?

- Проектов у нас хватает. Недавно мы завершили масштабные ремонтные работы флота казенного предприятия «Арктическая транспортная компания». По-честному, он был просто убит. Как следствие - у северных районов Якутии, в которые осуществлялся завоз горючего, были серьёзные проблемы с отоплением. За два года мы практически из металлолома восстановили 12 судов, и уже две зимы жители отдалённых поселений республики не замерзают. На сайте нашей компании размещено благодарственное письмо от «Арктической транспортной компании». Параллельно мы осуществляем ремонт плавучих кранов «Алроса». Ещё занимаемся судовым снабжением для заповедников. Мы единственные в области собираем и устанавливаем гибридные генераторы. Подобная система, к примеру, стоит на судне ФГБУ «Заповедное Подлеморье». Кроме того что такой генератор безвреден для окружающей среды, так ещё и экономит топливо до 60%.

- И всё-таки, у речного судоходства в регионе есть будущее?

- Нужно смотреть правде в глаза: грузовой флот пока скорее мёртв, чем жив. А что будет через 20 лет, гадать я не берусь. Неплохие перспективы у туристического флота, но в него никто вкладываться не спешит. Пока остальные ждут у моря погоды, мы планируем собственными силами собрать пассажирский катер и запустить его по Братскому водохранилищу. Замышляем начать и строительство небольших домиков на воде. К этим целям и будем стремиться. Приятно удивляет другое. Молодёжь наша хочет работать. В нашей бригаде сварщиков-судосборщиков много ангарчан. Толковые молодые специалисты, которые не боятся перепачкаться в мазуте и не ждут сразу баснословных денег. Это хороший знак. Раз таких ребят много, может, у флота ещё не всё потеряно.

- Ваши сыновья-судоводители тому подтверждение...

- Сам не знаю, как так получилось. Поехал как-то с ними в Усть-Кут показать, где их папа учился. Не уговаривал, не заикался даже, чтобы по стопам отца шли. А они возьми, да и стали флотскими до мозга костей. Оба окончили Усть - Кутский институт водного транспорта. Теперь старший, Костя, на сухогрузе по Лене ходит, а Саша Арктику покоряет. Удивительно, что одного к реке больше тянет, а второго - к морю. Сам я тоже больше к речке тяготею. Не знаю, как это объяснить. Вот в Байкале мне скучно почему-то, а в Баргузин заходишь и чувствуешь: ты дома.

Беседовал Максим ГОРБАЧЁВ

ВРЕЗКА

Молодёжь наша хочет работать. Толковые молодые специалисты, которые не боятся перепачкаться в мазуте и не ждут сразу баснословных денег. Это хороший знак.