Новости
Помощник для мамы. В реабилитационном центре «Веста» работает выездная служба ранней помощи
- Ангарские Ведомости
Есть такое выражение: родителями не рождаются, ими становятся. Папам и мамам в первые годы жизни малыша особенно требуется поддержка, ведь вопросов у молодых родителей больше, чем ответов.
Как уложить спать неспокойного грудничка, как наладить его режим, нужно ли брать на руки при первых звуках плача, как правильно играть, гулять, какие книжки читать и стоит ли тревожиться, если ребёнок не начал вовремя ходить и говорить? Поддержка специалистов также необходима семьям, где воспитываются дети, имеющие определённые отставания в развитии. Об особенностях работы в этом направлении и реализации уникального проекта «Домашний консультант» рассказывает заведующий отделением ранней помощи центра «Веста» Евгения СОЛОВЬЁВА.
- Евгения Михайловна, прежде чем мы с вами поговорим об особенностях выездной службы, давайте обсудим технологию оказания ранней помощи семьям. Ваше отделение встроено в структуру регионального реабилитационного центра. Но ведь речь идёт не о реабилитации?
- Ранняя помощь - относительно новое направление в социальной сфере. В настоящее время государство нацелено на оказание всесторонней помощи семьям с детьми. И поддержка эта необходима ещё до рождения ребёнка и с самых первых дней его жизни. В нашем учреждении работа по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей от рождения до трёх лет, внедряется с 2019 года. Специалисты отделения ранней помощи проводят диагностику уровня интеллектуального развития ребёнка, по результатам первичного приёма определяют нуждаемость семьи в услугах центра, проводят консультации родителей и обучающие сессии по всем интересующим вопросам воспитания, обучения и развития детей, помогают создать в семье соответствующую коррекционно-развивающую среду, содействуют формированию детско-родительских отношений.
- А кто является получателем такой помощи?
- Семьи, воспитывающие детей со статусом инвалидности или с ограниченными возможностями здоровья, дети IV-V групп здоровья. Это прямые получатели. Тех, кто обращается в отделение реабилитации центра, сразу же направляют и к нам. Кроме того, мы готовы оказать комплексную помощь малышам, имеющим нарушения функций организма разной степени, даже незначительные. Что важно, к нам могут обратиться родители, которых беспокоят развитие и поведение их ребёнка. Тут речь не обязательно о наличии какого-то заболевания. Чаще всего - об отставании в развитии. Бывает и такое, что дело не в задержке развития малыша, а в некорректных действиях неопытных родителей. Молодые мамы и папы не знают, как развивать познавательную, игровую, коммуникативную деятельность ребёнка, характерные особенности детей раннего возраста. Наша цель - поделиться своими знаниями, опытом, способствующим повышению компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей.
- Действительно, в обществе нет института, обучающего родительству. В момент рождения ребёнка некоторые имеют поверхностные или ошибочные представления о методах ухода и воспитания. Наверняка есть и те, кто считает, что до трёх лет ребёнка можно ничему сильно не учить, вот пойдёт в сад и всему сам научится.
- Да, все семьи разные. Мы готовы работать с любой семейной ситуацией, откликаясь на конкретные запросы. Кого-то волнует, что ребёнок не начал говорить в определённом возрасте, кто-то из малышей имеет проблемы с засыпанием, другие не проявляют интереса к общению со сверстниками. В лице наших специалистов семья получает опытного профессионального помощника-партнёра. Ведь очень большое значение имеет ранний возраст, от рождения до 3 лет, поскольку именно в этот период закладываются основы для успешного развития в будущем, мозг ребёнка более пластичен и можно многое быстрее и легче исправить.
- В 2025 году отделение ранней помощи регионального реабилитационного центра «Веста» получило грантовую поддержку на реализацию проекта «Домашний консультант». Евгения Михайловна, в чём особенность этой работы?
- Проект направлен на развитие службы ранней и, что немаловажно, выездной помощи. Мы приближаемся к получателям и расширяем этот вид социальной поддержки семьям, воспитывающим детей до трёх лет. В обществе есть потребность в этом. В течение предыдущих лет в центр обращались семьи, нуждающиеся в услугах ранней помощи, проживающие в удалённых микрорайонах и посёлках. Мы поняли, что для оказания комплексной ранней помощи необходимо организовать выездную службу, доступную как для жителей Ангарска, так и для проживающих на отдалённых территориях округа.
На первом этапе реализации проекта было организовано межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения и образования по выявлению потенциальных получателей ранней помощи. Информация о проекте есть во всех детских поликлиниках города, ею владеют участковые врачи-педиатры, а также сотрудники дошкольных учреждений. Кроме того, мы проводим выездные мероприятия с целью информирования о предоставления ранней помощи семьям с малолетними детьми.
В рамках проекта специалисты отделения ранней помощи прошли дополнительное обучение, были закуплены игровое и реабилитационное оборудование, оргтехника, дидактический материал. Мы готовы помогать семьям и на консультационных сессиях в центре, и на дому.
- Какой алгоритм работы с семьями по оказанию ранней помощи в условиях проекта?
- На первом этапе семья узнаёт о возможности получить раннюю помощь, звонит в центр или приходит на приём. Мы расспрашиваем, что беспокоит родителей, рассказываем, что можем предложить, и предлагаем заполнить опросные листки, которые помогут составить актуальный уровень развития ребёнка. Следующий шаг - приглашение семьи с ребёнком на заключение договора на оказание услуг и первичный приём. Здесь стоит учесть два момента: во-первых, все услуги оказываются бесплатно и, во-вторых, мы работаем с семьёй только на добровольной основе. Важно, чтобы родители были заинтересованы в помощи наших специалистов, ведь всю работу с ребёнком мы будем проводить совместно - мамы, папы и другие значимые в жизни ребёнка взрослые работают в партнёрстве с социальным педагогом.
Первичный приём - наиважнейший этап. В течение 90 минут мы погружаем ребёнка в игровую среду, вместе с врачом-педиатром наблюдаем за ним и выясняем у родителей все особенности беременности, родов, первых недель и месяцев жизни малыша.
Ещё раз хочу обратить внимание: мы для родителей не надзиратели, а партнёры, наставники. И работаем сообща! Нет такого формата - нам отдали ребёнка в игровую группу и только мы им занимаемся. Родитель всегда рядом, он вовлечён в процесс. Мама проговаривает беспокоящие её моменты в поведении или состояния здоровья малыша, мы разбираем каждую описанную ситуацию, определяем причины проблемы и предлагаем пути решения. Тут же всё рассказываем, показываем, даём «домашние задания».
- Проектом предусмотрены адресные выезды на дом получателей ранней помощи. Что это даёт семье?
- Естественная жизненная среда - самая первая, привычная и главная в жизни маленького человека. Дома ребёнок чувствует себя безопасно, уверенно, спокойно и естественно. Чтобы процесс оказания ранней помощи был более эффективен, нам важно оценить, насколько домашняя обстановка способствует гармоничному развитию ребёнка. В ходе наблюдении можем выявить «сдерживающий момент развития» и дать профессиональный совет.
Приведу пример из выездной практики. Дома у получателей услуг ранней помощи мы увидели, как мама переодевает малыша. Она кладёт сына на диване на живот и быстро снимает штаны. Такой приём действительно удобен родителю, но не даёт ребёнку возможности наблюдать за действиями мамы для овладения навыком одеваться самому. Его отвернули, он не вовлечён в процесс! Мы посоветовали маме изменить алгоритм действий: усаживать мальчика на стульчик и переодевать его, проговаривая свои действия. Или другой запрос - ребёнок не держит ложку. В домашних условиях выяснилось, что стол слишком высок и ребёнку просто неудобно сидеть за ним.
Воспитание детей - не только большое счастье, но и большой труд для родителей. Специалисты отделения ранней помощи помогут мамам и папам обрести необходимые для этого навыки, вооружат бесценными знаниями. Благодаря их профессиональным секретам можно избежать или снизить риски отставания в развитии ребёнка.
Вера ИНЁШИНА