Новости
"В нашей семье - преподаватели и воины". Медалью 80-летия Победы наградили учителя математики школы №17 Антонину ШКРАБКОВУ
- Ангарские Ведомости

Всю жизнь Антонина Мефодьевна преподавала математику. Дочь её тоже учитель, а внук и правнук - участники специальной военной операции. Служат своей стране. И хотя сегодня ей уже 93 года, память о военном времени сохранила многое до деталей. Родилась и выросла Антонина в селе Трактовое Тулунского района Иркутской области. Начальную школу окончила в 1941 году, когда началась война. И пусть находилась деревня в глубоком тылу, её жители помогали фронту постоянно.
Песни как спасение
- Отец, Мефодий Петрович КУЛАКОВ, ушёл на войну, нас у мамы, Анны Леонтьевны, было четверо, я - самая старшая, - погружается в воспоминания Антонина Мефодьевна. - За мной был брат на три года младше, потом сестра, младше его на два года, самой маленькой девочке было всего лишь три. А мне настало время идти в другую школу, чтоб продолжить образование.
«Другую» школу построили в 1939 году. Подобные образовательные учреждения возводили вдоль железной дороги, их так и называли - «железнодорожные». В основном в них учились дети транспортников или жители тех сёл, где проходила железная дорога. Тоня окончила там семь классов, это потом уже школу расширили за счёт того, что родители учеников пристроили две комнаты для обучения 8 и 9 классов. Но долгое время она была семилеткой.
- Уроки в школе сократили до 35 минут, чтобы мы могли пораньше закончить учёбу и приступить к своим взрослым обязанностям, а некоторые предметы вообще сняли - рисование, пение, физкультуру, тем более, что физкультурника тоже взяли в армию. Учебников не хватало - нам в деревне давали на троих учеников какой-то один. Уроки я готовила в основном там же, в школе, на большой перемене - пока она 30 минут идёт, я сделаю и алгебру, и русский язык. Дома оставалось только почитать. В войну, конечно, была нищета. Нечего ни надеть, ни поесть, от голода отвлекали песни - это было наше спасение. Через какое-то время стали нас собирать в колхоз. Мама готовила трактористам обед, она делала картошку и разные супы, их в контейнерах доставляли на поле. Мне нашли работу на складе, он был от нас через дорогу - через Московский тракт.
А с ранней весны отряд девочек, куда входила и Тоня - подружки одного возраста - отправлялись в поле полоть сорняки. Тогда не было никаких химикатов, трава могла вырасти высоченной и задавить полезные растения. Чтобы этого не случилось, девчонки быстрыми, ловкими ручками её пололи и бросали в борозду, оставшуюся от плуга, чтобы она высохла под солнцем и не приносила вреда колхозным посевам.
- Потом наступал период сенокоса. Техники ещё не было - ни тракторов, ни комбайнов, делали всё вручную, в основном женщины, подростки и старики. После покоса идёт уборочная - и так по кругу. Ещё мы с мамой ходили сушить картошку для фронта. Я её чистила, резала, как сейчас картошку фри. Потом в маленькой корзиночке, которую нам один дедушка сплёл, опускали её в подсолёную воду, она там покипит минут 5, мы её - на противень и в русскую печку сушиться. Готовую складывали в ящики, к нам подъезжали на лошадях, забирали и отправляли её в Тулун, а оттуда на фронт.
Отец вернулся!
Окончив школу, Антонина поступила в тулунское педучилище и, пока училась, зимними вечерами ездила в госпиталь на станции, организованный на базе 9-й железнодорожной школы, куда привозили раненых. Там молодые люди давали концерты и ухаживали за больными. Каждое утро слушали радио, переживая за отца, когда передавали сведения с фронта.
- И вот однажды сообщают, что связист Кулаков вызвал огонь на себя и геройски погиб. Мы давай плакать, ждать похоронку - думали, что это наш. Но потом пришло от папы письмо, он, слава Богу, жив! Служил он связистом на Северо-Западном фронте, по финским болотам ходил все четыре с половиной года, домой вернулся только в октябре, хоть война и закончилась в мае. Пришёл, а я дома одна, пол мою. Мама на работе, младшие дети куда-то разбежались. Обняла его, заплакала. Люди заходят, здороваются, тоже плачут, потому что у многих погибли и сыновья, и мужья. А наш вот вернулся. У него было несколько лёгких ранений. Один раз пуля попала в ремень. А ремни тогда были настолько толстые, что она дальше не прошла, только немного живот задела. Его подлечивали - и опять в бой. Много медалей он получил. И в колхозе на хорошем счету был, работал трактористом. Потом его назначили бригадиром тракторной бригады. И если до войны нас было четверо детей, то после ещё пятеро родилось. На вопрос, сколько у них детей, родители в шутку отвечали: «Трижды три!» И все ведь выучились, встали на ноги! Хорошую жизнь наш папа прожил, долгую, 88 лет.
У Антонины Мефодьевны и сегодня в семье есть воины. Старший внук Сергей ВОРОБЬЁВ и правнук, который окончил Новосибирский институт военных следователей, принимают участие в специальной военной операции. Сергей Александрович - доброволец с 2014 года.
- Муж мой, Георгий Фёдорович, тоже воевал, был бортмехаником, готовил к полётам большие самолёты. Он родился в 1926 году, образование было всего шесть классов. Когда его в конце 1943 года призвали в армию, то первым делом послали в лётное училище. Он отучился два года, а тут война в 1945 закончилась. Но их отряд отправили в Корею, где он отслужил 4 года, демобилизовался только в 1951 году. Так что все поколения нашей семьи имеют отношение к военной службе.
Математика - царица всех наук
Когда Шкрабковы переехали в Ангарск, Антонина Мефодьевна пришла работать математиком пятых классов в школу №17.
- Школа была новая, первую четверть она ещё даже не работала, в ней завершали отделочные работы. Поэтому мы занимались с учениками на так называемой «квартире» - в десятой школе. А потом уже перешли в семнадцатую. Сейчас в этом здании уже давным-давно поликлиника №1, а наша школа переехала в 17 микрорайон. Я всегда любила детей, свой предмет и всегда говорила: «Арифметика - царица математики, а математика - царица всех наук!». И это не раз подтверждалось в жизни.
В семье Шкрабковых родилось двое детей - дочь Людмила и сын Александр, пятеро внуков и восемь правнуков. Людмила Георгиевна ВОРОБЬЁВА пошла по стопам матери и стала учителем. Она 35 лет преподавала рисование и черчение в школах №3 и №17.
- Я прожила интересную, насыщенную жизнь, - признаётся Антонина Шкрабкова. - Теперь мечтаю, чтобы у внуков и правнуков всё было хорошо!
Встречи со слезами на глазах
Медали в честь 80-летия Победы были вручены и другим 13 труженикам тыла - работникам образования. Среди них наградили директора мегетской средней школы Леонида Ивановича ШУЛЬГИНА, которому исполнился 101 год, учителя домоводства Марию Илларионовну АРЫКОВУ, преподавателя физкультуры Василия Ильича ДОЛГОПОЛОВА и учителя начальных классов Людмилу Николаевну МИГАЛКИНУ из школы №32. Медали вручили Валентине Александровне ГОРБУНОВОЙ - воспитателю детского сада №82 и Дарье Ивановне КАБЫДА - из детсада №9. По словам председателя ветеранской организации работников педагогического труда АГО Ольги РЫБАЧЕВОЙ, к награждённым приезжали домой вместе с учениками, учителями и членами Совета ветеранов образования.
- Каждая встреча была очень трогательной, со слезами на глазах. Читали стихи, пели песни, фотографировались на память, - рассказала Ольга Степановна.
Светлана ФОМИНА
Фото из архива Антонины Шкрабковой