«Мечтаю пробежать марафон!» Ангарчанка Лидия СУВОРОВА создаёт себя заново после тяжёлой болезни

Ангарские Ведомости

В её жизни было всё: наука, творчество, любовь, друзья, семейные отношения, головокружительная военная карьера. Лидия Александровна возглавляла бактериологическое отделение Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора внутренних войск МВД России. Она подполковник медицинской службы, ветеран боевых действий, ветеран труда, имеет вторую группу инвалидности.

Волонтёр науки
- Я слушаю свой организм, ищу систему восстановления, чтобы бегать марафоны, плавать, радоваться жизни, волонтёрить. Это желание сидит у меня глубоко внутри и потихоньку прорывается. Через госуслуги предлагают: станьте волонтёром науки! Вот это для меня, - начинает свой рассказ Лидия Суворова.
Она всегда была влюблена в науку. Больше всего её интересовала медицина, и уже в 15 лет она чётко осознала: буду врачом! И по жизни шла именно к этому. В медицинский не поступила - конкурс был большой. На химическом факультете университета проучилась полгода - оказалось не то. А вот на биолого-почвенном понравилось: всё же биология и медицина, можно сказать, единое целое.
- На третьем курсе мы разошлись по отделениям: микробиология, ботаника, беспозвоночные. Я выбрала общую микробиологию, меня интересовали бактерии. После университета пошла в НИИ гигиены труда и профзаболеваний в отдел гигиены труда в микробиологической промышленности. Вокруг были одни врачи - мечта, а не работа!
Но наступила перестройка, зарплату перестали платить, пришлось, как и многим ангарчанам, осваивать совсем несвойственные ей виды деятельности. Шила шапки, торговала, хотя всё это ей не нравилось, но что делать - семья, двое детей.
- Когда на рынке мы с подругой Галкой раскладывали вещи на земле, а мимо шли коллеги из института, я отворачивалась, мне было стыдно. Всё же рыночные отношения - это не моё. Но в 1997 году произошла волшебная встреча с бывшей коллегой, которая кардинально изменила мою жизнь. «Чем занимаешься?» - спрашивает. - «Конфетами торгую...» - «У тебя образование, призвание, ты - биолог, - пристыдила она.
Коллега сообщила, что в госпитале внутренних войск МВД России (сейчас это Росгвардия) нужен врач-бактериолог. «Иди, устраивайся и работай по специальности!» - напутствовала она, как ангел появившись в моей жизни.
Мой мир заботится обо мне
Легко сказать: иди и устраивайся, а как это сделать, когда профессия подзабыта? Подруга Лидии Нина ПУХНАРЕВИЧ, которая сейчас живёт на Бермудах и серьёзно занимается психологией, тогда только начинала практиковать, вела в ангарском техникуме психологию. Она-то и преподала Лиде психологический урок: «Ты идёшь на собеседование и помнишь, что ты самый великий бактериолог на свете!»
- С таким посылом я и пришла. Будущий начальник говорит: беру! А мне бы подучиться, вспомнить всё. Я побежала в ангарскую СЭС. Ею заведовал сотрудник, с которым у нас в институте была совместная научная деятельность, и за месяц всё восстановила. С тех пор я уверена, что мой мир заботится обо мне, помогает и только хорошие люди окружают меня.
Это снова была работа мечты - бактериологическая лаборатория на колёсах, с которой ездили по воинским частям Сибирского округа: в Читу, Улан-Удэ, Братск, Иркутск, Ново-Ленино, Ангарск, оперативный полк, промышленный. Делали смывы, проверяли казармы, столовые, поваров - одним словом, осуществляли санитарно-эпидемиологический надзор.
- Это было моё! Бактериология, медицина - к чему я собственно и шла! Стала делать карьеру. Сначала была гражданским врачом-бактериологом, потом стала рядовой, потом прапорщиком, лейтенантом. Карьера с сапог, как говорится, с солдата-рядового. Вышла замуж во второй раз и нашла перевод на подполковничью должность в главный центр Госсанэпиднадзора внутренних войск МВД России в Москве. Всё шло в гору.
Дан приказ
А в 2001 году пришёл приказ: отправить из госпиталя врача-бактериолога в Чечню, в Урус-Мартан. И этот приказ касался персонально Лидии Александровны.
- Не хотела я туда ехать, всё же двое детей. Добиралась до места одна, на вертолётах. Вокруг мирная жизнь, счастливые лица, а я на войну лечу. Но ничего не поделать - я офицер, давала присягу. Прослужила там три месяца - у меня такая же баклаборатория в машине была. Когда вернулась, два месяца ходила к психиатру, принимала антидепрессанты.
Стрессы и участие в военных действиях сыграли свою роль - серьёзно подорвали здоровье. Её парализовало за сутки, тело совершенно не двигалось, работала только голова.
- В это время мы с семьёй были в отпуске в Ангарске. Диагноз поставили вовремя и чудом, когда со скорой ни в какую больницу меня уже не принимали. А в 22 микрорайоне молодой нейрохирург разглядел редкую в наше время болезнь.
Оказалось, это синдром Гийена-Барре - острое аутоиммунное заболевание, которое охватывает группу острых нарушений периферической нервной системы, нейрогенная инфекция невыясненной этиологии. Причём вариант Ландри - самый тяжёлый, когда задеты миелиновые оболочки нервных стволов. Его диагностировали в годы Первой мировой войны у молодых солдат, у которых на фоне стресса и инфекции отнимались ноги.
- Меня отправили в Иркутск, и там я четыре с половиной месяца пролежала в реанимации. Четыре раза мне делали полное переливание крови. Заведующий реанимацией Владимир Николаевич ТУМАК - великий врач! Я благодарна ему и старшей медсестре, которая неусыпно за мной ходила.

Потом военным бортом Лидию перевезли в госпиталь внутренних войск в Москву. И только через полгода она начала шевелиться. Через год самостоятельно пошла. Хотя все прогнозы были пессимистическими. Откуда силы взялись?!
Вперёд - по-суворовски!
Характер у Лидии Александровны боевой, позитивный. Когда она заинтересовалась своей родословной, многое стало понятным. Месяц поработав в архиве в Улан-Удэ, выяснила, что она является восьмым поколением суворовской линии.
- Мне повезло - все мои предки жили в Кабанске с тех пор, как там образовался острог, а дальше нитка теряется. Родной дядька сказал, что всё же были среди нашей родни сосланные. В основном мои предки - крестьяне, но вот прапрадед Дормидонт был военным, я даже нашла контракт, который он подписывал! Я изучала в архиве церковные книги, которые раньше всё описывали, а в них такой сложный язык, этот почерк, всякие завитушки... Потом, когда вглядываешься и привыкаешь, начинаешь бегло читать. И вдруг приходит понимание: это он, тот самый Дормидонт, который родил Леонтия, Леонтий родил Таисью, Таисья - моего папу, а папа - меня. Это так захватывает, поднимает какие-то внутренние силы! Ты чувствуешь: предки, которые стоят за тобой, дают тебе невероятные ресурсы! Так что «Вперёд, по-суворовски» - это мой девиз!
Сила намерения
Суворовский характер помогает Лидии и в обретении здоровья. Она не пошла по пути официальной медицины. Тибетские, народные методы, системы ярких личностей - всё принимается и исследуется на себе.
- Я прекрасно понимала, что для меня ходить по поликлиникам и участвовать в лавочных беседах, где все кругом виноваты, - путь в никуда. Я оптимист, у меня всё нормально. И мне хочется рассказать о своём пути. Кто хочет услышать - услышит, а нет - значит, и не надо.
Лидия Суворова считает, что, во-первых, никогда не надо отчаиваться. А во-вторых, организм - это целостная система, которую поддерживают и дыхательные практики, и суставная гимнастика.
- Мой лозунг по жизни: организм восстанавливается при любых болячках и в любом возрасте, главное - сила намерения.
У Лиды лёгкий характер - ей чудесным образом повезло. Она прощает, не обижается, понимая, что все мы люди, имеем право на ошибки. Идёт через страдания, углубляется и выходит из них, не застревая в депрессии. Благодарна судьбе за сыновей, Александра и Филиппа, и внуков, Лёню и Мишу. За свою большую семью, которая поддерживает её во всём - брат Алексей, сестра Наташа, тётя Лена и невестка Лена, племянники.
Она общается с прекрасными, умными, интересными людьми. Подружки Лиды до сих пор работают, занимаются своими делами. Люда преподаёт английский в техникуме общественного питания, Лена - библиотекарь в национальной библиотеки Бурятии, Галя работает в гидрометеообсерватории, Таня - кандидат биологических наук в СИФИБРе.

- Я дружу с одноклассницами, а ещё моя страсть - путешествия! На машине, за рулём, отправилась в Монголию. Была во Вьетнаме, Таиланде. Купила себе специальную коляску - роторные ходунки, там нужно упираться на обе руки и можно идти, очень удобно. Каждое лето езжу в родной Кабанск, он в 40 километрах от Байкала. Любовь моя Байкал, прошу у него сил на год, чтобы снова вернуться. И он даёт!
Подписи под фото:
В Чечне с другом-разведчиком. Эта командировка далась Лиде нелегко и впоследствии подорвала здоровье
Лида считает, что организм восстанавливается при любых болячках и в любом возрасте, главное - сила намерения
Светлана ФОМИНА
Фото из архива Лидии Суворовой