Новости
За кромкой льда. Станислав ТОЛСТНЁВ выпустил новый фильм о Байкале и его обитателях
- Ангарские Ведомости
Фильм уже посмотрели несколько взрослых групп - туристы, любители Байкала. После трёх показов в Иркутске, когда оказалось, что интерес довольно высок и люди просят ещё, картина приехала в Ангарск и была показана школьникам среднего звена. Автор напрасно переживал, что такой формат может не подойти ученикам 7-8-х классов. Фильм вызвал живое участие, Станислава засыпали вопросами.
Почему он решил сделать такой фильм? Как он там не замёрз? Страшно ли было настолько приближаться к медведям? Как решали вопрос с продуктами на всю экспедицию? Как семья относится к таким длительным поездкам? И конечно, какие планы на будущее?.. Такие встречи со зрителями всегда подпитывают и вдохновляют автора, тем более когда наполнены непосредственным ребячьим интересом.
Почему я не стал альпинистом?
Станислав Толстнёв родился и вырос в Ангарске.
- Основным увлечением у меня было всё, что связано с электричеством: электроника, цветомузыка, электроприёмники. А ещё - геометрия и, конечно, фотография. Остальное не очень интересовало. Но когда пошёл на электрика в техникум, там уже нравилось всё, потому и учился на одни пятёрки, - вспоминает Станислав.
Потом были срочная служба в ракетных войсках в Бурятии, работа специалистом по электроснабжению на ТЭЦ-9.
- Как-то с коллективом ТЭЦ пошли в зимний поход в Саяны. Меня это очень впечатлило, я увлёкся туризмом. С альпинистами восходил на Саяны, но в альпинисты не пошёл - у меня цели другие. Им важно взобраться, покорить вершину, а мне нужно красоту увидеть и запечатлеть. Я стал ходить в одиночные походы: Саяны, Хамар-Дабан… Везде брал фотоаппарат.
Увлечённый с детства
Первый фотоаппарат появился у Станислава в 12 лет. На день рождения парнишке подарили 10 рублей, и он купил на них «Смену 8-М». Начал фотографировать. Потом отец докупил ему фотоувеличитель, необходимые в этом деле ванночки, баночки, проявитель, закрепитель. И дело пошло!
Однажды поехали с отцом на Малое море. Стас, очень любивший лес, рыбалку, пошёл фотографировать и пропал на весь день.
- Забрался на самый верх горы в Сарминском ущелье. До сих пор помню те ощущения - обзор, простор, красота. Увидел воду за Ольхоном, изюбрь из леса вышел - его сфотографировал, и это всё меня очень впечатлило. Вернулся поздно вечером - я просто потерял счёт времени! С тех пор и увлёкся природой, Байкалом. И в разные периоды моей жизни происходило это по-разному.
Семилетние периоды
Станислав заметил, что жизнь его делится примерно по семилеткам. У него был свой бизнес - 7 лет он занимался грузоперевозками. Потом примерно столько же отдал студийной фотографии. Свадебные фото его никогда не интересовали, а вот преподавать в Байкальской школе фотографии нравилось. Он стал организовывать туры на Байкал с элементами обучения. До пандемии плотно работал с фотографами из Азии, Европы, Америки, сотрудничал с Би-Би-Си - набирался серьёзного опыта. Ездил на Камчатку, снимал там медведей для фильма немецкого режиссёра, на Сахалин, в Арктику, на Байкале снимал нерп.
- Когда видишь в фильмах разных режиссёров много своих кадров, возникает такое приятное чувство реализованности, гордости за себя: многому научился, узнал кухню документального кинопроизводства. И после этого решил взяться за свой авторский фильм.
Нерпы и медведи
Фильм «За кромкой льда» снимался в северной части Байкала два года - в мае 2023-го и в мае 2024-го. Эти места мало кто видел. Дорог туда нет, есть вертолёты, корабли. Только единицы могут туда попасть и увидеть всю эту красоту, горы.
- А в мае, когда льды уходят, там вообще никого не бывает. Нерпы лежат на дрейфующих льдинах и позволяют себя снимать. Правда, раньше я жил на берегу и, когда приходил с камерой, нерпы пугались и уже не были естественными. Тогда я построил свой катамаран на надувных баллонах - маленький плавающий домик, в котором есть всё оборудование, солнечная панель, зарядка, печка. В нём я живу посреди Байкала на льдинах. Катамаран, конечно, это не корабль, но самое главное - погоду смотреть и по спокойной воде ходить. А когда обитаешь среди диких животных, они к тебе привыкают. Просыпаешься - а нерпы очень близко. Снимаешь их, а они лежат, чешутся, играют друг с другом, танцуют, зевают, ныряют.
В это же время, в конце весны, на берега выходят медведи. И это уникальный момент - они проснулись, а в лесу ещё ничего не выросло, им приходится искать под камнями бычковую икру. А позже, летом, они на берега уже реже выходят.
- Этот фильм я делал с напарником, биологом-охотоведом Алексеем БЕЗРУКОВЫМ. Он очень хорошо понимает поведение животных, как вообще они живут, когда и как лучше их снимать. Сближение с медведем у нас происходило на 20 метров, и это волнительно.
Случались при съёмках и непредвиденные ситуации - куда ж без них?
- Один раз я упал в воду с камерой. Она вообще не пострадала - не успела вода проникнуть, только в объектив попала. Но потом удалось просушить его, работает до сих пор.
Тема не закрыта
В следующем году Станислав Толстнёв собирается представить свой фильм на дальневосточном фестивале, на иркутском - «Человек и природа».
- Я продолжаю работать. Планирую делать собственные фильмы о дикой природе Байкала, тема не закрыта. Собираюсь снимать нерп в гидрокостюме, чтобы совсем уж близко. Да и вообще, в стране много мест, о которых наши люди не знают, которых не видели, хочу их показать. Например, Среднюю Азию.
Кстати, Станислав своей деятельностью развенчивает стойкие мифы, взявшиеся непонятно откуда. Например, о вреде бакланов, которые появились на Байкале в 2000-е годы. Мол, они уже более 20 лет селятся на Лысом острове в Чивыркуйском заливе очень большими колониями, поедают омуля, деревья высохли от их экскрементов. Многие рыбаки их ненавидят, распугивают лодками.
- В атмосфере жуткого запаха я на специальное оборудование снимал, например, моменты, как чайки поедают яйца бакланов. А бакланы так себя не ведут! Орнитологи считают, что это всё естественные процессы, бакланы на Байкале и раньше были, это такой же коренной житель, как ворона, как чайка. Природе видней, мы, люди, не можем знать, как лучше это устроить. Поэтому можем только восхищаться ею и показывать другим её мудрую красоту.
Светлана ФОМИНА
Фото из архива Станислава Толстнёва