Чудесные встречи и пересечения. Ангарчанка Екатерина ГОНЧАР изучает историю своей семьи

Ангарские Ведомости

Что такое исследование своих корней? С чего начинается, из каких шагов состоит? Екатерина Анатольевна Гончар (в девичестве КОНОВА) считает, что обязательно нужно общаться с родственниками - кто-нибудь что-то да вспомнит, изучать фото и документы, часто - с лупой. И, главное, всё записывать, даже если ты не знаешь, зачем тебе это. На память не надеяться - она частенько подводит!
- История семьи - это и детектив, и любовный роман с элементами триллера, вестерна, это чудесные встречи и неожиданные пересечения, - считает Екатерина Анатольевна.

Внимание к деталям
Екатерину всегда интересовали отношения между родственниками: почему одни из них так общаются друг с другом, а другие - иначе? Почему кто-то вкусно готовит из простых продуктов, а кто-то не может ничего съедобного сотворить даже из изысков? Она и сама поварские дела уважает.
- Я люблю готовить, - признаётся Катя. - Для меня это творчество, праздник. И, как любой праздник, случается редко. Вот недавно я открыла утром глаза и решила, что хочу торт медовый. Со сливками, со сметаной - всё как положено! А если я что-то решила приготовить, для меня не существует никаких преград. Неважно, только ли одна я этого хочу или члены моей семьи, друзья. Иду, покупаю продукты и делаю! Когда жив был муж, Юра, дома обязательно присутствовал суп, чаще борщ: он не мог без борща! И всегда радовался, когда я его варила.
Однажды мама сказала Екатерине: «Вкусно ты, конечно, готовишь. Видимо, передаётся этот дар через поколение».
- Что ты имеешь в виду? - навострилась Катя.
- Ну Ирину-то, прабабушку твою, на банкеты приглашали в качестве повара, она была мастером своего дела! В середине сороковых годов прошлого века жила в Баку. Ирина Павловна БОЛДИНА.
Эта фамилия очень понравилась Екатерине Анатольевне. Её, филолога по образованию, она отсылала к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, его Болдинской осени. И оказалось, предки-то жили, действительно, неподалёку от пушкинского имения. Вот так история большой семьи начала прорисовываться. А в начале 2000-х бабушка с папиной стороны Маина Степановна перед уходом в мир иной передала Кате семейный архив со словами: «Похоже, ты единственная, кому это надо!» - видно, поняла, кто тут главный детектив! С тех пор Кате ничего не оставалось, кроме как взять перо семейного летописца в свои руки.
- Действительно, изучение истории семьи можно сравнить с детективом, где важно внимание к деталям и где за каждым поворотом ждут удивительные вещи, труднообъяснимые с точки зрения логики. Иногда исследователя посещают инсайты, внезапные открытия, когда он долго чем-то озадачен, - разъясняет Екатерина Гончар. - Например, у моей мамы и предков по её линии фамилия Дарвины. Странная, конечно, для Поволжья, но что поделать? Когда я начала изучение этой ветки, мне ничего не удавалось найти. Была поглощена, думала об этом часами - архивы молчали.
Ей было известно только то, что прадед, вернувшись со строительства Беломорканала, куда он попал, понятно, не по своей воле, поменял фамилию. С какой, если стал Дарвиным?
- Дарьин! Меня озарило! Гениальный прадед, и я понимаю, что сделал он это не из прихоти. Двадцатый век всех переформатировал, - делится Екатерина Анатольевна. - Когда я это выяснила, информация начала появляться.
Любовные истории
Прадед и прабабушка Екатерины со стороны отца жили в Чите, были переселенцами из Мордовии. Сохранилось удостоверение Степана Зиновьевича ТОКАРЕВА, где зафиксировано, что он был сторожем читинской мастерской с 20 февраля 1915-го по 20 февраля 1920 года, и это как минимум. А вообще, как свидетельствуют последующие документы, служил он на железной дороге, в какой-то период - в Маньчжурии.
- Нет его совместных фото с женой. Остаётся только догадываться, почему Прасковья Яковлевна Токарева закончила свой земной путь в Чите. В семейном архиве всего три её фотографии, на которых она в возрасте, у неё светлые голубые глаза, и по этим фото читается: муж был главным, она в подчинении. У четы родилось пятеро детей. Есть фото главы семьи со старшими - сыну Андрею на них года четыре, он появился на свет ещё до переезда семьи в Читу, в 1899 году. Дочери Марии, Мусе, 1901 года рождения, года два. Отец в форме, ремень с пряжкой «Забайкальская железная дорога». На обороте фото надпись «Маньчжурия». Если исследовать следующую фотографию, там Мусе лет 10, Андрею - 12, у него на пряжке ремня надпись «ЧМС», и что это значит - непонятно. Отец без погонов, ремень простой, без аббревиатур.
Муся, Мария Степановна Токарева, прабабушка Екатерины Гончар, вышла замуж в 1924 году, после Читы жила в Иркутске. Когда встречалась с роднёй, всегда тепло общалась, и маленькая Катя гордилась, что у неё есть прабабушка. С ней, как выяснилось позже, связана одна загадочная история.
Муся была красавицей. Вот её фотографий осталось очень много - вероятно, семья была довольно состоятельной и могла позволить себе недешёвое по тем временам посещение фотоателье. Сохранилось фото 1923 года, сделанное в Чите, на котором запечатлены она и Константин Белобородов. По семейной легенде, их связывали настоящие чувства.
И вот Константин уже шёл с букетом цветов свататься к возлюбленной. По пути повстречал приятеля, который что-то такое ему рассказал, от чего молодой человек изменил траекторию движения и прервал отношения, так и не объяснившись с Мусей. А через год она вышла замуж за человека с фамилией… Белобородов! И это не родственник Константина, просто однофамилец - Степан Васильевич.
Семья переехала в Иркутск, у супругов родились трое детей. Старшая, Октябрина, получила имя в честь Октябрьской социалистической революции. Средняя, Маина, будущая Катина бабушка, названа в честь Первомая. Имя младшего, Рэма, - аббревиатура из понятий «Революция», «Электрификация», «Механизация». Интересно, что Октябрина, выйдя замуж, стала Токаревой, как её мать в девичестве. Такой вот круговорот Белобородовых и Токаревых в семье.
Мусин муж был партийным деятелем. В 1937 году его арестовали, посадили на 10 лет. Как жену врага народа её потеснили в иркутской квартире на Сухэ-Батора, подселив туда большую семью Лоховых. И между ними началась дружба на несколько поколений.
По местам, которые помнят предков
Ещё один подход к изучению истории семьи - путешествие по местам, которые помнят предков. Например, бурятская деревня Буй, пристанище староверов. Там жила семья Катиного деда Александра Конова, по некоторым данным Канова. У них была мельница, а глава семьи дружил с революционером Каландаришвили. Самый младший из пяти сыновей, Катин дед, первым из всей семьи перебрался в Иркутск, а потом и в Ангарск.
- Мой дед - счастливчик. Даже транспорт прибывал сразу, как только он подходил к остановке. Во время Великой Отечественной Александр Иванович был маркитантом при маршале Рокоссовском. А сейчас мой сын Иван, названный в честь своего прадедушки Ивана Михайловича Дарвина/Дарьина, живёт в Москве. От прадеда Конова он унаследовал способность договариваться со всеми. А теперь ждёт маму, меня то есть, и бабушку к себе на Новый год. И, конечно, обязательные условия праздника - изобильный стол с тортом, царским салатом и холодцом, много всего другого, куча гостей и, конечно, совместное пение - это у нас от папы, Анатолия Александровича Конова. А потом мы обязательно посетим главный храм Вооружённых сил России, там тоже много информации о наших предках. Жизнь продолжается, дети взрослеют, внуки растут. И это радует!

Светлана ФОМИНА
Фото из архива Екатерина Гончар