Это всё моё, родное. В ангарских школах дети изучают Байкал

Ангарские Ведомости

В школах Ангарского городского округа в расписании занятий появился новый предмет - байкаловедение. Это образовательный проект регионального уровня. В настоящее время программа изучения озера разработана для учащихся 5-7-х классов. Возможностью погрузиться в мир знаний об уникальном природном объекте воспользовались более тысячи школьников.

Для чего нашим детям нужно байкаловедение, спросили мы Елену КУЗЕВАНОВУ, заслуженного эколога Иркутской области, кандидата биологических наук, руководителя экологического образовательного центра Байкальского музея СО РАН.
- Для того чтобы на примере Байкала обрести понимание, как действуют законы природы и что происходит, если люди эти законы нарушают. Они теряют необходимые для существования чистые воду, воздух, почву, продукты питания.
Полученные знания дают возможность с ранних лет научиться взаимодействовать с Байкалом, чтобы не наносить урон самим себе, сохранить озеро для нашего с вами настоящего и будущего, - пояснила Елена Николаевна. - Что не менее важно, байкаловедение формирует у ребёнка, кроме экологического мировоззрения и культуры, ценностное понятие места силы, где человек родился и вырос. Школьники приобретают знания о природе родного края, из чего в дальнейшем формируются гражданская ответственность, гордость за родную землю, патриотизм.
Раньше изучение Байкала было растворено в учебниках географии, биологии, истории. Сейчас программа байкаловедения даёт целостное восприятие о происхождении озера, истории освоения края, особенностях биологического разнообразия, климате, проблемах хозяйственной деятельности и способах их решения. Программы прошли апробацию в школах Иркутской области, утверждены на уровне Министерства образования и разрешены к использованию в любой школе.
- Меня поразил интерес ангарских учителей к новому предмету, - замечает Елена Кузеванова. - На обучающий семинар по новым учебникам мы ждали представителей пяти школ, где уже активно преподают байкаловедение, а приехали учителя из 25 образовательных учреждений!
Юлия СТОЯНОВИЧ преподаёт географию и байкаловедение в школе №20.
- Образовательные учреждения самостоятельно выбирают: включить новый предмет в расписание как обязательный урок или во внеурочную деятельность. В нашей школе пятиклассники изучают байкаловедение на дополнительных занятиях, - рассказала Юлия Дмитриевна. - Темы для изучения увлекают не только детей, но и их родителей. Взрослые воодушевлённо листают учебник, узнают, что раньше проходило мимо их внимания. Интерес основан на том, что Байкал - рядом, семьи могут побывать на берегах озера, руками прикоснуться к тому, о чём говорим: «Это всё моё, родное!».
Но есть проблема - учебников недостаточно.
- Программы, учебники, практические занятия по байкаловедению для школ Иркутской области разработали мы, группа учителей, методистов и учёных, объединившихся для решения этой задачи в общественную организацию «Ассоциация Байкальская экологическая сеть». К этой работе подключился Байкальский музей в Листвянке. Он играет важную роль как ресурсный центр для практических занятий по байкаловедению и как участник разработки дидактических материалов, - сообщила Елена Кузеванова.
В учебнике понятным, доступным для детей языком представлена информация о древнем водоёме - с красочными фотографиями, рисунками, увлекательными заданиями, что активизирует исследовательскую работу школьников.
Востребованность учебных пособий в школах региона велика. Только по пятым классам она составляет более 12 тысяч учебников (сведения Минобразования за 2024 год). Средства на их издание на каждой территории приходится изыскивать отдельно. В Ангарске поддержку на издание 500 экземпляров оказал АЭХК в рамках конкурса социально значимых проектов.
- Кроме того, мы включили в заявку проведение научно-методического семинара по преподаванию курса «Байкаловедение» для ангарских учителей, а также практические занятия для школьников в Байкальском музее, - уточнила Елена Кузеванова. - Поездка на Байкал стала захватывающим путешествием в подводный мир самого глубокого озера в очках виртуальной реальности, научно-исследовательской работой с микроскопами по изучению обитателей Байкала в пробах, взятых с мелководья. Самые сильные эмоции вызвали байкальские нерпы, которые, на радость детям и взрослым, общались с гостями буквально нос к носу через толстое прозрачное стекло. Заключительным аккордом поездки стал финал олимпиады по байкаловедению.
Первое место занял Кирилл КОНЮХОВ из 5 «Б» класса школы №6 (учитель Марина ЯБЛОЧКИНА).
Сейчас на уроках байкаловедения детям выдают по одному учебнику на парту, а для выполнения домашних занятий открыт доступ к электронным «листалкам». Но это, по мнению авторов учебников, не совсем эффективный способ обучения.
Остаётся надеяться, что в Ангарске поддержат издание учебных пособий для 6-го и 7-го классов («Байкаловедение: Байкал с древнейших времён до наших дней» и «Байкаловедение: Экология Байкала. Человек и Байкал»), чтобы школьники продолжили обучение.
Ирина БРИТОВА