Новости
От ТРИЗа до наших дней. Ангарской школе №12 исполняется 35 лет
- Ангарские Ведомости
Свою историю муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» начало в далёком 1989 году. Школа была задумана экспериментальной - на её базе реализовывался педагогический проект ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Кстати
Теория эта возникла в России в середине ХХ века. Её автор Генрих АЛЬТШУЛЛЕР проанализировал многолетний опыт изобретательства, творческой деятельности человечества, привнёс и собственные наработки. Теория позволяет совершать открытия, делать изобретения благодаря определённому механизму, алгоритму мышления. Первое время ТРИЗ была исключительно инженерной и давала в производстве хороший практический результат. А в конце 80-х годов учёные стали задумываться над тем, чтобы внедрить её в образование. Так теория попала в школу.
Изобретатели за партой
В Ангарск ТРИЗ пришла благодаря Геннадию ИВАНОВУ, одному из первых учеников Генриха Альтшуллера. Сначала он занимался по этой теории со своими детьми, пока они были маленькими, затем вышел с ней на городской уровень. На перестроечной волне конца 80-х годов, когда в образование внедрялись новые типы школ - гимназии, лицеи, возникла идея создать в городе школу ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач должна была начинаться с первого класса и проходить через всю школьную программу.
Естественно, что во главе такого учреждения должен быть опытный, творческий и энергичный руководитель. Им стала Альбина Георгиевна ИГНАТЬЕВА. Школа создавалась в годы активной перестройки, всем хотелось новизны, реализации неординарных, дерзких проектов. Коллектив начал знакомиться с ТРИЗ. У школы даже было разрешение автора теории на её использование в образовательных целях.
Поначалу здесь учились только начальные классы, зато полный день. Дети были погружены в образовательную творческую деятельность не только на уроках, но и после учебных занятий, что, несомненно, устраивало и родителей. Альбина Георгиевна собрала вокруг себя заинтересованных в таком проекте педагогов. Школа быстро набирала обороты и стала очень популярным образовательным учреждением Ангарска.
Появилась необходимость в расширении, открылись 5-е, затем 6-е классы. К 2000 году школа получила статус основной общеобразовательной. Но процесс расширения не останавливался. В 2001 году произошло слияние двух школ, №12 и №13, в одну. Новое образовательная организация получила номер 12. В том же году школа стала средней общеобразовательной.
Альбина Георгиевна продолжала формировать крепкий костяк учительского сообщества из опытных, близких по духу профессионалов. С радостью принимали в коллектив и молодых специалистов, которые сегодня стали ведущими учителями, наставниками для молодых учителей.
ТРИЗ проходила через весь учебный процесс. Дети занимались развитием творческого воображения, без которого невозможно стать изобретателем, изучали общую теорию сильного мышления, теорию развития творческой личности, основы и механизмы ТРИЗ, а в конце концов приходили к идеальному конечному результату. В этой школе детям не подносили знания на блюдечке, а старались подводить к открытиям: сделанные самостоятельно, они обычно не забываются.
Школа будущего
С 2002 года в школе действовала демократическая республика «ТРИЗ». Эта аббревиатура расшифровывалась так: творческие ребята - искатели знаний. Была создана своя символика: герб, флаг, гимн, разработанный проект конституции утверждён на общешкольном собрании. Работали органы ученического самоуправления: школьная конференция, парламент, совет министров, совет мэра. В начале каждого учебного года ребята из школьного актива проводили День знаний. Одиннадцатиклассники готовили для первоклашек первый звонок, десятиклассники встречали пятиклассников. В сентябре во всех классах под руководством парламента в форме деловой игры проходили выборы мэров. В классах выдвигались кандидатуры на эту должность, кандидаты защищали свои программы, а одноклассники путём голосования выбирали достойного.
Юлия БАЕВА окончила девять классов школы №12 в 2017 году, а недавно вернулась сюда как преподаватель физики. С нынешнего года - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
- Нам очень нравилось классом разбираться с логическими задачками, это нас и сдружило, - рассказывает Юлия Сергеевна. - Всегда были горячие дебаты, наверное, поэтому до сих пор наш класс очень дружный, мы встречаемся и общаемся постоянно. Школа маленькая, но очень дружная, я здесь работаю и не замечаю конфликтов - всё на позитиве, по-доброму. И раньше так было благодаря активу школы и, конечно, учителям. Я считаю нашу школу школой будущего.
Есть задача - есть и решение
Альбина Игнатьева школой №12 руководила 30 лет! Но время неумолимо движется вперёд. Альбина Георгиевна передала управление учреждением своей дочери Ольге Игнатьевой. К тому времени Ольга Васильевна уже имела управленческий опыт. Учитель истории высшей квалификационной категории, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, почётный работник общего образования. Династия Игнатьевых продолжала начатое дело. Ольга Васильевна сохранила все ценности и традиции школы. В 2020-2021 годы здания школы и пришкольная территория были капитально отремонтированы.
Сегодня помещения школы не узнать! Обновлённые интерьеры, современные технологии, учебное оборудование - всё способствует тому, чтобы дети получали качественное образование. В этом есть неоценимая заслуга выпускника школы, депутата Думы Александра ШИЯНОВА. Именно его усилиями школа приобрела вид современного здания.
А теперь полным ходом идёт подготовка к юбилейному вечеру, который пройдёт под слоганом «Дюжина открытий» - так организаторы решили обыграть номер школы. Повествование пойдёт о 12 потоках информации, которая всем будет интересна. Активно изучают архивные журналы, вспоминают медалистов, выясняют, кто из выпускников кем стал за эти годы.
Одно из тех 12 открытий - старейшие работники. Они начали свою деятельность в школе №12 ещё в прошлом веке. С 1994 года в учреждении работают Оксана Михайловна БАРАНОВА - она ведёт труды, Марина Караматовна ЧУПИРА - замдиректора по административно-хозяйственной работе. С 1995 года трудится педагог-библиотекарь Марина Викторовна МИХАЙЛОВА, с 1998-го - учитель начальных классов Александра Николаевна ЛАВОШНИКОВА, с 1999-го - главный бухгалтер Наталья Викторовна МАНУЙЛОВА. Из школы №13 к коллективу присоединились учитель начальных классов Людмила Николаевна НАЛЁТОВА и математик Людмила Владимировна РОМАНОВА.
В школе трудятся и её выпускники: учитель-логопед Ярославна Вадимовна ШИПУЛО, Юлия Сергеевна БАЕВА - свои выращенные молодые специалисты. Постигают азы педагогической науки воспитатель Анастасия Сергеевна АНТОНОВА, учитель русского языка и литературы Алиса Сергеевна МИХЕЕВА, географ Максим Дмитриевич ЯСТРЕБКОВ.
Есть в коллективе люди, которые имеют единственную запись в трудовой книжке. Учитель начальных классов Ирина Викторовна КАБАЕВА, Нина Ивановна СКИДАНОВА, историк Ольга Владимировна ТЫРИНА, преподаватель английского языка Лидия Владимировна ЧУПИНА.
Нынешний директор Татьяна ТЮКАВКИНА родилась и выросла в Ангарске, по специализации она математик.
- Хотя я директор всего три месяца, но вижу, насколько у нас дружный коллектив с хорошими традициями, нацеленный на достижение результата, - рассказывает Татьяна Александровна. - Школа сегодня готова отвечать на новые вызовы времени - повышение качества образования. А интерес к ТРИЗу сохранился до сих пор, сейчас в основном во внеурочной деятельности, которую продолжает вести Ольга Васильевна Игнатьева. И нам хочется продолжать быть современным, востребованным учебным учреждением.
А что касается юбилея, то 13 декабря в 18.00 в ресторан «Барин» приглашаются те, кто когда-то работал, учился в школе №12, чтобы вместе отметить 35-летие.
Светлана ФОМИНА