Новости
Компас указывает на север. Ветеран АЭХК Александр СЕРОВ до сих пор грезит морем
- Ангарские Ведомости
- Я в душе моряк-подводник. Это ощущение на всю жизнь, его не отнять, - убеждён Александр Александрович Серов. 21 августа ветерану АЭХК исполнилось 90 лет.
Таких людей, как Александр Серов, в нашей стране сегодня единицы. По воспоминаниям ангарчанина можно снимать кинополотно - отражение эпохи. Александр Александрович принимал участие в наземных ядерных испытаниях, а также в составе экипажа «обкатывал» первую атомную подводную лодку Советского Союза.
Небольшой старинный городок под названием Буй, что в Костромской области. Здесь родился Саша Серов. Детство мальчика пришлось на Великую Отечественную войну.
В Москве гуляют студентки, а где-то атомный взрыв
- Сперва отец принимал участие в боевых действиях на финском рубеже, помогал сооружать заграждения. А с нападением фашистов ушёл на фронт. 11 апреля 1943 года он умер в госпитале от полученных ранений, - говорит Александр Александрович. - Мама осталась одна с тремя детьми. Я был средним сынишкой. Приходилось непросто. Хорошо, если иногда попадалась картошка. В основном жевали крапиву да лебеду, собирали грибы и ягоды. Все силы тыла обращались передовой. А по ночам женщины выходили на ночные дежурства - мужчин-то в городе почти не было. Караулили на случай, если кружившие на небе немецкие самолёты учинят диверсии.
Закончилась война. После школы молодой человек поступил в железнодорожное училище, потом трудился слесарем в вагонном депо. Вечерами со смены Александр отправлялся не домой, а в ДОСФЛОТ изучать морское дело, готовился на рулевого. Когда разливались реки, ребята проходили практику на катерах.
- В 1955 году меня призвали в армию. Специально на флот не напрашивался, но всё к этому шло, - вспоминает ангарчанин. - В Ленинграде при распределении в учебные отряды балтийского экипажа меня, правда, огорошили: всех рулевых уже набрали. Давай, мол, в радиотелеграфисты. Я понятия не имел, что это такое, лишь утвердительно кивнул.
После успешного прохождения экзаменов на музыкальность и скоропись, Александр Серов был направлен в Кронштадт. Там он отучился на радиотелеграфиста в Узле связи имени Александра Попова. Дальше жизненный компас вёл матроса к Белому морю, в город Молотовск (ныне Северодвинск).
- Моя служба на надводных судах началась с эскадренного миноносца «Грозный», - с ностальгией рассказывает Александр Александрович. - Затем попал на тральщик «Павлик Виноградов». Был даже недолгий период службы на американском ленд-лизовском тральщике. Он был деревянным. В один из дней к борту подхошёл катер командира бригады опытных кораблей. Дали мне час на сборы и забрали на другую часть залива. Там уже стояла эскадра, готовая к выходу на архипелаг Новая Земля. Им не хватало радиста. На Новой Земле должны были испытать атомную бомбу.
Ядерные испытания под кодовым номером 43 проходили на излёте лета 1957 года на Новоземельском полигоне в бухте губы Чёрной с целью изучения поражающих факторов наземного ядерного взрыва на корабли-мишени и береговые сооружения. Это было единственное в истории подобное испытание на Новой Земле. Мощность взрыва составила 32 килотонны.
- Бронетранспортёрами нас эвакуировали на 40 километров от полигона в палаточный городок, - делится воспоминаниями радиотелеграфист. - Через какое-то время поступил приказ покинуть палатки. Велели надеть комбинезоны, противогазы и лечь вдоль склона. Мне 23 года. Лежу и думаю: сейчас в Москве шумит Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, девушки красивые по столице гуляют. Они и не подозревают, что где-то на севере в 40 километрах от нас шарахнет атомная бомба.
Как и было рассчитано, взрывная волна потопила либо лишила боеспособности большинство расставленных для испытаний судов. После поднятия кораблей на поверхность примерно через месяц в бухте также были проведены подводные испытания ядерной торпеды.
- На архипелаге мы прожили вплоть до глубокой осени. Из растительности только мох. Круглые сутки топили буржуйки. Потом нас вернули в Северодвинск. Почти всех участников сразу же демобилизовали, а меня притормозили - радиотелеграфисты были в большом дефиците. Я своё дело знал, принимал и передавал 300 знаков в минуту. Признаюсь, было немного досадно и одновременно почётно, ведь распредели на первую советскую атомную подлодку К-3 «Ленинский комсомол», - говорит Александр Серов.
Быстроходнее «Наутилуса»
Наш собеседник отлично помнит своё первое погружение. Сначала звенящая тишина, а за ней страшный визг от закачиваемой под давлением воды и треск корпуса. Это море попробовало лодку на прочность.
В экипаже атомохода не было рядовых матросов. Моряки имели минимум старшинское звание. На борту было более 30 офицеров. Проект этой подлодки сильно отличался от предыдущих. К-3 «Ленинский комсомол» получился быстроходнее первой в мире субмарины, американского «Наутилуса». Советское судно
было напичкано опытным оборудованием, которому требовался инженерный труд.
- Мы занимались испытаниями подводной лодки. В процессе обнаруживались разные неполадки - то задвижки потекут, то выйдут из строя циркулярные насосы, тогда мы возвращались на завод в Северодвинск, - вспоминает Александр Александрович. - По молодости ничего не боишься, а с возрастом осознаёшь: мы рисковали каждый день. Через несколько лет после моей демобилизации при возвращении из боевого дежурства в первом отсеке подлодки, где я когда-то спал, произошёл пожар. Погибли 39 парней.
Самая дорогая сердцу моряка награда на его парадном пиджаке - медаль Ушакова, которую лично вручал адмирал флота Сергей ГОРШКОВ. Главнокомандующий военно-морскими силами страны не покидал Северодвинск, ловя радиограммы, которые посылал командир отделения Александр Серов. Адмиралу было важно получить подтверждение, что Советский Союз восстановил ядерный паритет под водой. И после завершения испытаний радист отправил заветное сообщение.
Оттрубив два года на К-3, Александр Александрович вернулся в родной город, где сперва работал слесарем на электростанции, а после на железнодорожном узле связи - пригодилась военно-учётная специальность.
- Тогда я уже что-то слышал об Ангарске - друзья здесь обосновались. Решил своими глазами взглянуть на молодой город. В 1965 году взял отпуск, сел на поезд и приехал. Ангарск меня так очаровал, что по возвращении в Буй сразу же написал заявление об увольнении. По сей день считаю, что лучше города нет, - уверен Александр Александрович.
На разных должностях Александр Серов посвятил работе на Ангарском электролизном химическом комбинате 34 года. В то же время пенсионер до сих пор грезит морем. Родные, зная о слабости дедушки к флоту, частенько дарят ему репродукции Айвазовского. А на столе в гостиной стоит макет «Ленинского комсомола». Его привёз внук из Кронштадта. После 30 лет службы Отчизне подлодка является одним из главных экспонатов местного музея военно-морской славы.
Максим ГОРБАЧЁВ
Ирина СЕРГЕЕВА