Новости
Традиция, пережившая века. В Одинске отпраздновали Сур-Харбан
- Ангарские Ведомости
Лето. Жара. Стадион. Антураж полностью соответствует самому популярному бурятскому празднику, которому к тому же не одна сотня лет. В стародавние времена Сур-Харбан был своеобразным военным смотром, на котором выбирали самых быстрых наездников, самых сильных и метких воинов - гэсер (в переводе с бурятского - герой). Сегодня изменился уклад жизни, но остались прежними обычаи и спортивный дух торжества.
В субботу в Одинск съехались жители со всего Ангарского округа. Понаблюдать за состязаниями, которых по телевизору не увидишь, оценить танцы и песни и, конечно же, полакомиться аппетитными буузами. Впрочем, национальный праздник с такой богатой историей сохраняет постулат: церемония превыше зрелищ и яств. Потому в первую очередь с почтением к традициям заместитель мэра Ангарского округа Андрей САФРОНОВ поздравил одинцев и гостей самобытного села.
- В основе национальной бурятской культуры лежит уважение - уважение к земле и соседям. Ангарский округ давно стал неофициальной спортивной столицей Иркутской области, и Одинск вносит громадную лепту в сохранение этого звания, - отметил в приветственном слове Андрей Сафронов. - Жители села берегут устои предков и пополняют этот багаж новыми традициями. Дорогие земляки, с праздником вас! Спортсменам удачи и побед!
В этом году в силе и ловкости соревновались четыре команды: сборная Одинска, МВД, ГУФСИН и МЧС. Спортивная часть Сур-Харбана стартовала с футбола и волейбола. Виды спорта отнюдь не национальные, но в качестве разминки сгодятся.
Куда больше интереса у зрителей, окруживших поляну, вызвали силовые соревнования: метание камня, армрестлинг, перетягивание палки и исконная бурятская борьба «Бухэ барилдаан». Её правила предельно просты. Разрешены броски, подсечки, толчки, а вот ударная техника запрещена. Борцы стараются вывести друг друга из равновесия или провести бросок. Проигравшим считается тот, кто первым коснётся земли тремя точками опоры. Соревнования организованы в четырёх весовых категориях. Кроме того, возможность побороться получили и дети.
- Всё больше местных пацанов стремятся заниматься борьбой. Есть шестилетки, которые из детского сада на тренировки бегут, - говорит тренер одинских мальчишек Анатолий МИХАЙЛОВ. - Сейчас в секции занимаются более 20 ребят. В былые времена поменьше ходило. Время для тренировок тоже были вынуждены сокращать - помещение промерзало. Но в 2018 году администрация провела комплексный ремонт. С тех пор у нас есть все условия. Парни добиваются высоких результатов, побеждают на соревнованиях за пределами Иркутской области. Наибольшие надежды возлагаю на Рому ЛЕБЕДЕНКО. Несколько лет назад его заприметили и пригласили в Улан-Удэ, в борцовский клуб интернатного типа «Зугалай». У парня есть все шансы стать первым мастером спорта из Одинска.
Значительное место в программе праздника заняли интерактивные площадки по мотивам национальных народных бурятских игр. Так, гостей Сур-Харбана обучали премудростям «Шагай наадан». Эта игра входит в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО. По преданию, в неё играл сам Чингисхан.
В «Шагай наадан» используются кости бараньих ног. Положение костей означает пять животных: овцу, козу, корову, лошадь и верблюда. Эта забава чем-то напоминает «Чапаева». Игроки по очереди средним пальцем щёлкают по косточке, направляя её на такую же кость соперника. При щелчке косточка не должна задеть другие, кроме цели. При успешном попадании сбитую кость игрок забирает себе.
Немногие знают, что название древнему бурятскому празднику дала стрельба из лука, а точнее, специальные кожаные мишени - суры. Издревле буряты почитали лук как подарок небес, который к тому же не разделял охотников по половому или возрастному признаку. Как гласят бурятские обычаи, стрелять из лука должен уметь каждый, будь ты мужчина, женщина или ребёнок. Например, если женщина побеждала мужчину в стрельбе по мишеням, про такие ситуации зрители говорили: «Она надела на мужчину юбку». Наверняка после такого хозяйка дома запросто могла отправить главу семьи варить бухлёр.
Конечно, сегодня охота с луком уже не имеет той практической роли, которая была раньше, ведь мясо можно купить на рынке. Но теорию и традиции, которые вокруг теории завязаны, молодёжь знает хорошо. Ей не дают забыть.
Глеб МАКСИМОВ
Анна БОРИСОВА