Олег МАЛЫШЕВ о семье, совести и защите Родины. Открытая читка пьесы ангарчанина состоялась в Иркутском театре имени Охлопкова

Ангарские Ведомости

Пьесу Олега Малышева «Там, где ночи холодные» прочли на камерной сцене артисты драматического театра. Пьеса о казаках в сибирской станице написана в 2020 году. В центре повествования - казачьи семьи Кулагиных и Зайцевых. Они живут в глубинке, где современные гаджеты и молодёжный сленг уживаются с крестьянским бытом и патриархальностью. Сквозная тема пьесы - патриотизм. В читке участвовали артисты всех поколений Охлопковского театра.

- Пьеса о наших традиционных ценностях. О семье, роде, совести, справедливости, единстве, о любви к своей Родине и её защите. Полезно будет познакомиться с этой пьесой молодым, чтобы сформировать представление о важных политических событиях сегодняшнего дня и увидеть их предпосылки. Испокон веков русские люди стоят друг за друга, текст очень хорошо это иллюстрирует, - делится мыслями заслуженный артист РФ Евгений СОЛОНИНКИН.
После прослушивания зрители обсудили материал с автором. Олег Петрович поблагодарил всех артистов, участвовавших в читке, и рассказал, что поводом для написания пьесы стали события, которые его очень взволновали. Ещё до начала СВО молодые казаки сбегали на Донбасс, чтобы там поддержать наших бойцов. Иногда оставались там, на полях сражений...
- Об этом почти не говорили, но мне захотелось как раз об этом рассказать. И чтобы легче было писать, в качестве прототипов главных героев я взял своих предков. Захар Петрович - мой прадед, Леонтий Захарович - дед, Пётр Леонтьевич - мой отец, только фамилию поменял. Я не хотел соврать. Я хотел показать изнутри казацкий быт, уклад, в котором вырастают воины и патриоты. Все мои пьесы о настоящих людях, которые верят, надеются, любят. Таким человек и должен быть. Мне хочется, чтобы ребята не бежали за границу, а шли добровольцами, если надо, а если нет - работали в тылу честно и с пользой для Родины. Мы в Сибири живём как будто в другом мире, далеко от гущи событий. Но сейчас события на Украине приблизились к нам, и это чувствуется, потому что у многих дети уехали туда Родину защищать. Поэтому считаю, что такая пьеса сейчас очень нужна.
Детство и юность Олега Малышева прошли в деревнях Аларского и Заларинского районов, где деревенский быт, дворы, кони, табуны. Любовь к казачьей теме началась у него с «Даурии» Константина СЕДЫХ.
Заместитель атамана Иркутского войскового казачьего общества, начальник управления духовно-нравственного воспитания Александр САВОСТЬЯНОВ поддержал автора.
- Сейчас государственная политика направлена на развитие российского казачества, и за три неполных года мы открыли по области 24 казачьих кадетских класса. Я очень хочу, чтобы кадеты увидели своими глазами
патриархальный уклад, который очень важен для воспитания подрастающего поколения. В пьесе хорошо показано, как парень подражает поведению старших, у него перед глазами есть идеалы: дед, прадед, отец. Он живёт в этой атмосфере и на генетическом уровне впитывает и любовь к родному краю, и правила жизни настоящего мужчины. Пьеса прямо за душу взяла, я буду рекомендовать её к постановке, так как герои в полной мере раскрывают вопросы патриотизма, традиций и культуры казачества, - сказал Александр Сергеевич.
Другие зрители тоже горячо отзывались. Говорили о том, что драматургия в настоящее время в основном упрощена, но в пьесе «Там, где ночи холодные» очень чётко выстроена каждая линия, прописан каждый характер. Автору удалось эмоционально вовлечь тех, кто присутствовал на читке. Местами у слушателей ком вставал в горле, где-то смеялись, подпевали. Отдельное обсуждение вызвал язык произведения, диалекты и устаревшие слова типа «ишшо», «слУжить», «бЕгат» и другие, что, безусловно, добавило пьесе колорита.
- У нас в деревне так говорят, - поделился автор. - Это, знаете, получается такой своеобразный сибирский суржик, потому что народ живёт разный: белорусы, украинцы, немцы, поляки - кого только у нас нет! Среди казаков и в станицах то же самое. Кто сослан, кто сам приехал, особенно при Столыпине, мои предки тоже здесь каким-то образом оказались. Языки и акценты смешались, и получился местный разговорный колорит, такой говор у меня на слуху. Но по некоторым вопросам мне приходилось консультироваться. Например, сцена сватовства - я не знал точно, как это всё проходит, интересовался у носителей традиции.
Валентина СЕМЁНОВА, член издательского совета, который решает, что можно опубликовать на бюджетные деньги, считает, что все пьесы Олега Малышева подходят для постановки.
- Автор чувствует нерв времени, и в «Дорогом подарке», и «В Контакте» это ощущается. Молодёжь смотрит и отзывается, её трогают эти произведения. Пьеса «Там, где ночи холодные» очень своевременная. Период у нас сейчас тяжёлый, и пьеса в том же русле: для многих боль в жизни - и на сцене тоже боль. Конечно, тут многое будет зависеть от режиссуры. Но у нас есть опыт в Иркутске, когда спектакль, например, Александра ВАМПИЛОВА «Старший сын» ставили вот в этом же театре при живом авторе. Многие ещё помнят, что во время репетиций была возможность что-то менять, актёры просили переписать фразы, которые тяжело читались. И драматург менял! Потом это стало каноническим текстом. Этот спектакль Олега Малышева тоже нужно поставить, - считает Валентина Андреевна.
У Олега Петровича тоже есть позитивный опыт. В Омске уже несколько лет ежемесячно в афише стоит его спектакль «Дорогой подарок». Режиссёр поставил его именно так, как автор написал, и в этом, похоже, секрет успеха пьесы. В иркутском ТЮЗе восьмой год идёт «В Контакте», зрители постоянно просят билеты на этот спектакль у распространителей.
- Если Бог даст, если получится, мне бы хотелось, чтобы в драмтеатре моя пьеса была поставлена. Для меня этот театр - храм. Анатолий Андреевич СТРЕЛЬЦОВ, директор театра, для меня как батюшка в этом храме, - подытожил драматург.
Хочется надеяться, что репертуар иркутских театров пополнится живой, колоритной, патриотичной пьесой нашего земляка.

Кстати
Олег Малышев вырос в Ангарске, окончил школу, СГПТУ-32 по специальности «электрогазосварщик», параллельно увлекался театром, пантомимой, литературой. В Иркутском театральном училище попал на курс к народному артисту СССР Виталию ВЕНГЕРУ, но через три месяца был призван в ряды Советской армии. По окончании службы вернулся в училище, но уже к другому педагогу, художественному руководителю ИТУ Борису РАЙКИНУ. Работал в Братском драматическом театре, в иркутском ТЮЗе имени Александра Вампилова, на телевидении. В 2010 году организовал свою студию, продукция которой пользовалась популярностью не только в Иркутской области, но и далеко за её пределами. Сейчас он драматург, член Союза писателей России с 2021 года. В 2016-м его пьеса «В Контакте» была поставлена в иркутском ТЮЗе. В 2018-м Олег Малышев стал победителем международного конкурса современной русской драматургии «Автора на сцену». В 2019-м эта пьеса была опубликована в журнале «Современная драматургия» и альманахе «Автора на сцену». Премьера спектакля «Дорогой подарок» состоялась 13 марта 2020 года в Омском городском театре-студии имени Л. Ермолаевой. К 2021 году написано 9 пьес и повесть «Девятый день мая».
Варвара ТУРАВИНИНА
Фото предоставлены героем публикации