Спасти уникальную галерею. Депутат Александр КУРАНОВ об инициативе реставрации мозаичных панно

Ангарские Ведомости

Ангарск во многих отношениях самобытен. Но даже при таких вводных гость города без труда может определить его особый район со своим лицом. Изюминку Ангарска местные жители гордо именуют «Квартал».
Неспроста квартальская часть Ангарска всегда славилась неповторимым микроклиматом. Старожилы помнят, что изначально юго-западный район задумывался как обособленный моногород при сверхсекретном предприятии - Ангарском электролизном химическом комбинате.

- Потому «квартал» возводился со всеми приметами самодостаточного, автономного города, - рассказывает заместитель председателя Думы Ангарского округа Александр Куранов, чьё детство и молодость прошли на здешних улицах. - У нас были свои учреждения культуры и спорта, парк, скверы, магазины, столовые, своё отделение милиции, прокуратура и суд. Стараниями наших отцов и дедов под началом директора комбината Виктора Фёдоровича НОВОКШЕНОВА на территории района возникали элементы инфраструктуры, которые становились исключительными для всего Приангарья. К примеру, такого ледового стадиона, как «Ермак», было не сыскать в других городах Иркутской области. Поистине уникальным был и остаётся и музей под открытым небом. Будучи квартальским пацаном, я видел, как эти мозаичные панно выкладывали ангарские художники.
История знаменитой картинной галереи началась в 1969 году. Тогда по обе стороны улицы Социалистической на симметрично расположенных торцах дома 8 в 182 квартале и дома 6 в 188 квартале появились первые монументальные панно: «Во имя человека» (с символизирующей мир женщиной и сажающим дерево ребёнком) и «Для блага человека» (с рабочим, превращающим землю в край индустрии и прогресса). Для их создания Виктор Новокшенов привлёк двух талантливых выпускников Иркутского художественного училища Николая ГОРОХОВА и Николая ТЕРЕХОВА. Последний накануне побывал в творческой командировке в Москве, откуда привёз новую технологию работы - мозаику.
В искусных руках ангарских художников заговорили камни, в поисках которых энтузиасты обследовали все бухты и пещеры Байкала. Эти камни не требовали шлифовки. Они гармонично вписывались в панно благодаря своей естественной красоте. Кроме того, в ход шла и обычная галька, щебёнка, осколки цветного стекла, керамической плитки и кирпича. Например, на создание панно «Декабристы в Сибири» ушло около 35 тысяч кусочков керамики, а чтобы «раскрасить» лицо Ленина на мозаике «Пролетариат» потребовалось использовать осколки керамической плитки десяти цветов и оттенков.
Многие из картин хранят свои секреты. Например, центральная фигура знаменитой мозаики «Революция», в народе именуемой «ангарской Марсельезой», была скопирована с Лидии Ивановны ГОРОХОВОЙ, верной жены художника. За шесть лет кропотливого труда ангарские умельцы Николай Терехов, Николай Горохов, Константин ВОЕВОДИН и Вадим ФЕДОРИН создали 16 мозаичных панно, которые до сих пор поражают воображение «посетителей музея».
- Так распорядилась судьба: по прошествии многих лет я стал депутатом на родной для себя территории, где к тому же располагается большая часть панно. Сохранение этой истории города имеет для меня огромное значение, - подчёркивает Александр Куранов. - До некоторых пор их техническое состояние не вызывало беспокойства. Но два-три года назад ко мне массово стали поступать обращения от жителей, встревоженных тем, что от панно отваливается плитка. В случае непринятия мер ангарчане рискуют потерять галерею. Для меня это неприемлемо.
Вместе с тем было непонятно, сколько средств потребуется для реставрации панно. Соответственно под вопросом оставались и возможные источники финансирования для проведения работ. В поисках решения проблемы в октябре прошлого года Александр Евдокимович инициировал проведение совещания на уровне заместителя мэра Андрея САФРОНОВА.
- По итогам совещания специалистам профильных управлений администрации были даны поручения проработать все вопросы, связанные с обследованием состояния панно, подготовкой смет и поиском необходимых средств. Я как депутат буду пристально контролировать этот процесс, - отмечает Александр Куранов. - Мне было важно сдвинуть дело с мёртвой точки, и мне это удалось. Работа в данном направлении началась.
В наступившем году легендарному начинанию Виктора Новокшенова исполняется 55 лет. В преддверии юбилея к реализации идеи реставрации мозаичных панно подключились и «Волонтёры Победы». Молодые активисты решили поучаствовать во Всероссийском конкурсе гражданских инициатив. В случае победы проект сохранения музея под открытым небом получит финансирование, которое поможет провести определённую часть реставрационных работ.
Максим ГОРБАЧЁВ
Любовь ЗУБКОВА