Разговор с руководителем гимназии №1. Людмила РАЕВСКАЯ об искренних наставниках и талантливых учениках

Ангарские Ведомости

Она считает себя счастливым человеком, ведь умеет радоваться за других и никому не завидовать. А ещё её счастье в том, что все крупные и сложные задачи, за которые она берётся, не остаются нерешёнными.
Когда ангарчане говорят про гимназию №1, подразумевают Раевскую, говорят: «Раевская» - подразумевают гимназию. 6 декабря Людмила Владимировна отмечает юбилей. Но мы решили поговорить с ней прежде всего как с руководителем. Более 30 лет назад она вошла в школу №33 и вместе с коллегами превратила её в одно из лучших учебных заведений Иркутской области.
Мы должны работать не сегодня, а уже завтра
- Людмила Владимировна, вы бы могли представить свою жизнь без педагогики?
- Не представляю. Ещё в раннем детстве я собирала дворовых детишек, выставляла доску и попавшейся в руки палочкой водила по ней, будто что-то преподавала. Сейчас это смешно вспоминать. Но когда училась в школе, уже видела себя педагогом. Выбор пал на литературу, и в этом огромная заслуга моей учительницы Эммы Христофоровны КИРСАНОВОЙ. По национальности она армянка, великолепно знала русский язык и разбиралась в отечественной классике. Много внимания Эмма Христофоровна уделяла внеклассной работе и даже вела у нас, старшеклассников, взрослый театр. Она была потрясающим наставником, а главное, в ней не было ни грамма фальши. Эмма Христофоровна всерьёз повлияла на мой выбор. Мне хотелось быть, как она. Поэтому я поступала в иркутский Педагогический институт на историко-филологический факультет и получила профессию учителя русского языка, литературы и истории.
- Как-то в одном из интервью вы обмолвились, что на уроках всегда старались выходить за рамки учебной программы.
- Мне хотелось, чтобы ребята имели возможность взглянуть на литературу шире. Я даже знакомила их и с творчеством авторов, не обласканных любовью партийных чиновников. В одно время это был Булат ОКУДЖАВА, чуть позже Владимир ВЫСОЦКИЙ. Это приходилось делать осторожно. Хотя, конечно, руководители иркутской школы №20, в которой я трудилась, обо всём прекрасно знали. Здесь мне также повезло с наставниками. В школе работала завучем тоже учитель русского языка и литературы, творческий и в то же время требовательный специалист. Она посещала множество моих уроков. Я профессионально росла после каждого её визита, и не боялась учиться у старшего коллеги. Это вообще моё главное кредо в жизни. Я не боюсь учиться у умных людей. Мне претит топтаться на одном месте, оттого я продолжаю держать руку на пульсе современных тенденций в образовании, которые примеряю на наше учебное заведение. О том же всё время напоминаю коллективу гимназии: мы должны работать не сегодня, а уже завтра.
- Вспомните ваш первый выпуск.
- Это был мой единственный и самый потрясающий выпуск 1965 года. Помимо уроков литературы я 4 года была у ребят классным руководителем. До сих пор мои уже старенькие ученики стараются приехать из разных городов, чтобы собраться у меня на даче. По сей день они с благодарностью вспоминают, как им пригодились приобретённые на уроках навыки написания сочинений для поступления в высшие учебные заведения. Эта благодарность для меня бесценна.
- В 90-е годы ранее громадный авторитет профессии педагога стало резко уничтожаться под действием внешних факторов. Как вы это переживали?
- Близко к сердцу. И до сих пор переживаю. Сегодня учитель нередко продолжает сталкиваться с неуважением со стороны определённой когорты родителей, считающих педагога обслуживающим персоналом. Такие люди не понимают, что учитель - личность. Родитель и преподаватель должны действовать сообща на благо ребёнка. Ни разу я не дала учителя в обиду. Я в любом случае буду на его стороне. Если наступает конфликтная ситуация, мы в ней разбираемся, но всё что нужно, я скажу педагогу лично, без лишних ушей.
Девятиклассники опережают студентов третьего курса
- По каким приметам можно отличить гимназистов от ребят из других образовательных учреждений?
- Куда бы ни пришли наши дети, повстречавшиеся им взрослые заинтриговано спрашивают: откуда они? Гимназистов, прежде всего, отличает воспитание. К примеру, недавно нашим ребятам сделали комплимент. Они были единственными, кто поздоровался с билетёрами театра. Многих удивляет, насколько наши дети подкованы в искусстве. Неужели им, и правда, интересно ходить по музеям и рассматривать фламандскую живопись? Да, интересно! В этом кроется основное зерно учебного заведения, идею создания которого я лелеяла ещё десятилетия назад. За 32 года инновационная структура гимназии доказала свою эффективность на примере тысяч выпускников. Художественно-эстетическое направление вкупе с индивидуальным подходом к каждому ребёнку и мощной социально-психологической службой, когда специалисты могут скорректировать ученика, творят чудеса. До неузнаваемости меняются к лучшему даже так называемые трудные подростки. Наши дети получают хорошее нравственное, физическое и интеллектуальное воспитание.
Им интересно учиться, они постоянно заняты делом. Не раз меня подталкивали к тому, чтобы прикрыть художественно-эстетическое отделение и устроить обычные платные кружки. Больших усилий стоило отстоять самобытность гимназии, но наш коллектив с этим справился.
- Кроме всего прочего гимназия №1 славится и своей профориентационной работой. Как она организована?
- Мы одни из первых начали проводить предпрофильную подготовку, начиная с 8 класса. До последних поправок в закон об образовании очень мешала прописанная в документах коллизия о том, что гимназии могут работать только по гуманитарному профилю. Потому после 6 класса мы теряли одарённых в точных науках ребят, которые уходили в лицеи. Изменения в законодательстве исправили эту ситуацию. Теперь у нас действуют классы с углублённым изучением отдельных предметов: филологический, математический и лингвистический. Профориентационная работа в гимназии систематизирована. Мы очень хорошо работаем с образовательным центром «Персей», сотрудничаем с иркутскими вузами БГУ и ИРНИТУ. В прошлом году мы провели первую профсмену в рамках ресурсного центра «Академия открытий». Это наше изобретение. В этом проекте гимназия стала региональной площадкой. Преподаватели вузов приезжают к нам, а учителя нескольких школ, которых мы объединили, проходят обучение по экспертизе проектных работ. Наши 9-классники участвуют в защите различных проектов и делают это лучше, чем студенты 3 курса.
- К сожалению, для российского среднего образования не редкость истории, когда на всю школу работает один учитель химии, а учитель физкультуры преподаёт ОБЖ. Как гимназии №1 удаётся на 100% обеспечивать себя кадрами?
- Я уже упомянула о том, как важно учителю чувствовать, что его уважают. Не менее ценно, когда для учителя созданы идеальные условия работы. Это видно по тому, как отведя уроки, педагоги не спешат уходить из стен гимназии. Здесь им комфортно. Одно из главных правил, действующих в нашем учреждении: каждый должен быть замечен и отмечен. Сегодня 83 педагога гимназии имеют отраслевые награды. Специалисты на виду и чувствуют себя востребованными. Многое о сплочённости коллектива говорит процесс переезда из прежнего «квартальского» здания. Я переживала, что кто-то из работников ввиду нового расстояния от дома откажется от новоселья. Но в это здание перебрались все: учителя, методисты и художественные руководители, повара, уборщицы и сторожа. А главное, почти все дети остались с нами. Мы испытали момент настоящего единения.
- Знаковое событие этого года - открытие монумента учителю. Идея создания памятника принадлежит вам. Как она родилась?
- На этапе создания скульптурной композиции я была против того, чтобы эту инициативу приписывали мне. Но сейчас, когда монумент занял своё законное место, мне не стыдно об этом заявить. Идея родилась в период пандемии. Я видела одержимых своей великой миссией учителей, которые каждый день шли вести уроки, по сути рискуя здоровьем и жизнью. Педагоги заслуживали символа своему подвигу. С таким предложением я пришла к мэру. Сергей Анатольевич идею всецело поддержал. Глава округа нашёл и подходящее место для установки монумента. Все звёзды сошлись. Мы открыли скульптурную композицию в День учителя напротив педагогического колледжа, из стен которого выходят молодые специалисты, решившие щедро дарить душу и сердце детям. За информационную поддержку в сборе средств на изготовление монумента благодарю телекомпанию «Актис». Стараниями журналистов, подготовивших серию интересных программ, горожане познакомились с выдающимися преподавателями нашего округа. И, конечно, огромное спасибо всем учителям, воспитателям дошкольных учреждений, в основном вынесшим этот памятник на своих плечах. Это ещё раз подтверждает, что когда мы, педагоги Ангарска, едины, нам под силу многое.