Новости
Ангарский трамвай. 70 лет исполняется самому демократичному виду городского транспорта
- Ангарские Ведомости
История Ангарского трамвая началась в 1953 году. Летом были построены трамвайные пути, опоры контактной сети и тяговая подстанция №1, прибыли четыре трамвайных вагона «МТВ-82» Рижского вагоностроительного завода. Михаила КУВШИНОВА назначили первым руководителем трамвайного тогда ещё цеха, который был подразделением комбината-16, теперь это АО «АНХК».
Истоки
27 ноября 1953 года на линию вышли три первых вагона. У политехнического техникума их встречала целая демонстрация - участники проходившей там конференции приветствовали открытие новых маршрутов. Людей собралось настолько много, что некоторые облюбовали даже крыши. С этого дня и начался отсчёт жизненного пути Ангарского трамвая. Первая группа водителей из 18 человек, окончив курсы в Иркутске, начала работу на вагонах «МТВ-82».
Ветераны вспоминают «МТВ-шку» как надёжный, неубиваемый, как и все сталинские постройки, вагон с мощной тормозной системой и комфортным салоном с мягкими сиденьями. На городских маршрутах они проработали с 1953 по 1975 год. Эта массовая модель советских цельнометаллических вагонов сразу завоевала огромную симпатию и стала родоначальником советского трамваестроения. Конструкция получилась практически вечной, хотя и не передовой по технике. Но вагон нравился простотой ремонта, надёжностью и комфортом для пассажиров. Возможности тормозов позволяли преодолевать уклоны, непосильные другим моделям. Трамвайщики неохотно расставались с «МТВ-шками», их переделывали в грузовые спецвагоны и продолжали использовать даже спустя 50 лет после прекращения производства.
Работа для романтиков
Первый трамвайный маршрут соединял Управление комбината и ФЗО, потом сеть постепенно расширялась. Работа водителей начиналась в 4 часа утра - именно в это время их собирала дежурная машина. Первый вагон выходил на линию в 5 часов 15 минут. Работа на линии заканчивалась в час ночи.
Татьяна СУРИКОВА, начальник службы пассажирских перевозок, работает в МУП АГО «Ангарский трамвай» с 1997 года. В прошлом году у неё тоже был юбилей - 25 лет на одном предприятии. В подчинении Татьяны Петровны - водители, кондукторы, диспетчеры, в её ведении организация работы на линии, расписание маршрутов.
- Пришла я на предприятие сразу после своего дня рождения 16 ноября, такой вот подарок себе сделала! Меня приняли кондуктором, потом я стала нарядчиком поездных бригад. В 2014 году директор Дмитрий ХМЫЛОВСКИЙ предложил мне должность заместителя начальника службы пассажирских перевозок, - рассказывает Татьяна Петровна. И называет свою работу романтичной, ведь ни один день не похож на другой, каждый несёт что-то новое, интересное, постоянно заставляет решать какие-то задачи. Жизнь бурлит и кипит, её нельзя назвать механической. Работа очень живая.
- К тому же, мы все тут стрессоустойчивы и готовы к любой аварийной ситуации. Транспортная работа закалила, - резюмирует Татьяна.
Коллектив предприятия считает, что трамвай городу в любом случае нужен, может быть, не в таком формате и количестве, как раньше. Но в Ангарске до сих пор есть ещё места, куда не добираются городские автобусы, там все люди ездят только на трамвае.
Односельчанка святителя Иннокентия
Испытатели самолётов и автотехники вызывают восхищение своей смелостью и виртуозностью владения управлением. Водитель маневровых работ, на профессиональном сленге водитель-перегонщик - звучит скромнее и обыденнее. Но квалификация его высоко ценится в транспортной работе. Она намного выше, чем профессиональная подготовка водителей трамвая, работающих на линии. Обкатка вагонов после ремонта, их расстановка, буксировка неисправных вагонов, движение задним ходом требуют знаний, профессиональных навыков и водительского таланта. Не каждый может справиться порой с непредсказуемыми условиями перегонки. Татьяна ЮЖАНИНА - именно такой водитель-испытатель, она справляется. И любое производственное задание выполняет на «отлично». Коллеги и руководство считают, что на неё можно положиться в любой, даже нестандартной ситуации.
Она достойно приняла эстафету от перегонщиц высокого класса, много десятилетий отработавших на предприятии: Валентины КАГГО, Елены ПЕРЕВАЛОВОЙ, Людмилы АЛАЛЫКИНОЙ, Тамары ГРАНКИНОЙ, Татьяны ТИХОНОВОЙ, Галины КАЧАЕВОЙ, Зинаиды ТИШКИНОЙ, Натальи ЦЫГАНКОВОЙ, Людмилы ЧЕРКАШИНОЙ, Людмилы НИКУЛИНОЙ. Водительский стаж Татьяны Южаниной - 47 лет.
- Я из деревни приехала к родне и, когда впервые увидела трамвай, восприняла его как чудо! Мне всегда интересно было, как он без руля поворачивает? И смотреть на него я могла бесконечно, - признаётся Татьяна Михайловна.
Родилась она в посёлке Анга Качугского района, недалеко от реки Лена. Её односельчанином был великий человек - святитель Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский и Коломенский, миссионер, лингвист, этнограф, географ, богослов, причисленный к лику святых. Татьяна гордится своими корнями.
В 1976 году, только окончив школу, она пошла на курсы водителей трамвая, куда её и брать-то не хотели, потому что 18 лет ей на тот момент не исполнилось. Но Таня настойчивая, её приняли. Там она и узнала, что управление трамваем происходит при помощи контроллера, а не руля.
- Работать мне очень даже нравилось! Мы были молодыми, работа сменная. Помогала мама, которая сюда перебралась, сёстры, их у меня пять. Но никто из них не пошёл работать на транспорт, только я. Наверное, призвание у меня такое, - делится Татьяна Михайловна.
Родители её, Александра Алексеевна и Михаил Миронович, с транспортом связаны никогда не были, всю жизнь провели в деревне, занимались хозяйством. Татьяну же называют безаварийным водителем, и это действительно так! Но и у неё случались стрессы.
- Однажды была ситуация, я в депо уже ехала, возле кафе «Лада» женщина вроде остановилась, а потом пошла и упала у меня на линии. Оказывается, у неё припадок случился. Хорошо, что успела затормозить. Выскочили, помогли, скорую вызвали. Аварийных же ситуаций у меня никогда не было.
Таня, подвижная и улыбчивая, шутит, мол, «нашли героиню, долго искали! Как будто кроме меня никто и не работает». Скромная.
Что же касается предприятия в целом, то в мечтах у МУП АГО «Ангарский трамвай» поменять подвижной состав на новый, так как 5 вагонов верно служат пассажирам с 1989 года, остальные - с 2000-х годов. В 2020 году Ангарск безвозмездно получил несколько вагонов из Москвы.
Светлана ФОМИНА