Тофалария - затерянный мир. Жизнь малочисленного народа Сибири в фотографиях

Ангарские Ведомости

Давным-давно небольшое миролюбивое племя карагасов (в переводе «чёрные гуси») отказалось участвовать в завоевательных походах Чингисхана. Люди собрали свои чумы, нехитрый скарб и ушли в горы Восточного Саяна. На несколько веков они словно растворились в таёжном пространстве. Так звучит одна из версий о происхождении загадочного народа - тофаларов.

Долгое время племя жило на обособленной территории, из поколения в поколение передавая веру в богов огня, земли, воды, воздуха. Карагасы сохраняли древний полукочевой уклад жизни, занимались охотой, рыболовством, собирали травы, коренья, орехи, ягоды, весной и осенью перегоняли стада оленей с равнинных пастбищ на горные.
Упоминания о затерянных в тайге племенах, плативших дань китайской империи, сохранились в древних летописях. В состав Московского государства приграничные земли Восточного Саяна вошли только в XVII веке.
Затерянный мир привлекал учёных географов и этнографов. Из экспедиций они привозили уникальные материалы, рассказывающие о жизни коренного народа Сибири. Часть материалов были переданы в коллекцию Иркутского краеведческого музея, в том числе фотографии. Самые ранние датированы 1902 годом, самые поздние - 1980.
В настоящее время фотовыставка «Путешествие в страну Тофаларию» представлена в ангарском Художественном центре.
- 27 фотоснимков из прошлого рассказывают о жизни малочисленного народа, его культуре, быте, занятиях, религии, - представила экспозицию заведующая Художественным центром Нина ВЛАСОВА.
На самой ранней фотографии мужчины принарядились для особого случая в традиционные рубашки из замши и кожи, признак зажиточности - пояса из атласа или шёлка. Рядом с ними осёдланный олень. В начале века главным достоянием семьи являлось оленье стадо.
Всё начало стремительно меняться в конце 1920 - начале 1930-х годов. Тогда состоялся переход с традиционного на оседлый образ жизни. Таёжники поселились в рубленых избах, начали разводить крупный рогатый скот, заниматься огородничеством. Тогда же изменилось название народа: карагасы стали тофаларами. Они решили, что не будут больше называться гусями. Тофа - в переводе «человек». Тофалария - земля тофов.
Советская власть причёсывала всех одной гребёнкой. Взрослые - в оленеводческий колхоз, дети - в школу.
На фото тех времён маленьких тофаларов привезли на экскурсию в школу Тулуна. Черноглазые таёжники в шапках-шестиклинках настороженно глядят в объектив фотоаппарата. Рядом с ними тулунские казачата в мохнатых папахах и овчинных полушубках.
Фото 1960-х годов сделаны уже на фоне деревянных домов. Мужчины сменили кожаные рубашки на ватные телогрейки, у женщин головы повязаны разноцветными платками.
Сейчас коренной народ Сибири проживает в Нижнеудинском районе в трёх посёлках: Алыгджёр, Нерха и Верхняя Гутара. Численность населения составляет около 700 человек. Добраться к ним можно на вертолёте, в холодное время года - по зимнику, самая надёжная связь - по рации.
С годами меняются люди, их жизненный уклад, но неизменными остаются горы, небо и непроходимые леса. Художник Роман БОЙЧУК не раз бывал в тех глухих таёжных уголках. Свои впечатления отразил в картинах.
- Невозможно писать пейзажи, если ты душой не прикипел к этим вершинам, рекам, долинам. Там красота поразительная. Как люди уходят в запой, так я после поездок рисую, оторваться не могу от холста и красок, - рассказал он.
Композицию из чёрно-белых фотографий дополнили его красочные пейзажи, объединив прошлое и настоящее.
Ирина БРИТОВА