Фольклор - наша лучина, Ангарские преподаватели о том, как сохранить жизнь народной песни сквозь века

Ангарские Ведомости

Она может не только может рассказать историю создания каждой обрядовой куклы в её кабинете, она обязательно поведает, для каких ритуалов эти куклы использовали на Руси наши далёкие предки. Фольклорное отделение детской школы искусств №2, которым руководит Татьяна Васильевна Каргаполова, с полным правом можно считать кладезью народной культуры Ангарска.

- В прошлом году мне позвонила одна пожилая женщина и говорит: «Примите, пожалуйста, сарафан Симбирской губернии. Ему больше ста лет. Он достался мне от мамы, а ей - от бабушки. Передать его некому, выбросить рука не поднимается, а вашей школе он точно пригодится», - рассказывает короткую, но красноречивую историю Татьяна Васильевна.

Долгие годы оберегать материальное и нематериальное культурное наследие нашей страны и передавать его молодёжи Татьяне Васильевне Каргаполовой помогает концертмейстер, известный в городе баянист с казачьей родословной Дмитрий Иванович ПОПКОВ. Сохранение народного фольклора и стало главной темой нашей беседы с заслуженными преподавателями.

- Татьяна Васильевна, однажды выбрав идти дорогой музыки, вы ведь не сразу поняли, что ваше сердце лежит именно к народному творчеству?

- Этот путь, и правда, оказался извилистым. Я окончила музыкальную школу как пианист, затем - музыкальное училище по классу фортепиано. Казалось бы, далеко от народного фольклора. Но потом судьба привела меня получать высшее образование в Восточно-Сибирский государственный институт культуры. Как раз тогда в институте открыли новую специальность - руководитель народного хора. Сперва с несколькими другими студентами из Ангарска мы и не планировали поступать на это направление. Но в процессе нас это так заворожило, что мы решились. С нами занимались замечательные педагоги, привившие нам любовь к народному творчеству и понимание значимости народной культуры. Вернувшись домой, я в свою очередь постаралась посеять взращённое в нас зерно. В середине 80-х для Ангарска всё это было ещё в новинку. Я тогда работала во Дворце пионеров и создала первый в городе фольклорный коллектив - музыкально-хоровую студию. У неё даже не было названия. С этим коллективом я защитила дипломную работу. Через несколько лет параллельно в нескольких музыкальных школах Ангарска также начали создаваться фольклорные отделения. 

- Похоже, вам было суждено стать пионером в продвижении народного творчества на территории всего Приангарья. 17 лет назад вами был создан и первый в области детский фольклорный театр «Кудеса». Непросто было примерить на себя ещё и роль режиссёра?

- Меня всегда тянуло к театрализации. Фольклорное искусство чудесным образом соединяет в себе элементы народного пения, хореографии, игры на музыкальных инструментах и прикладного творчества. Потому идея воплотить весь этот калейдоскоп в театральных постановках созрела давно. «Кудеса» родились благодаря победе нашего проекта в конкурсе грантов Губернского собрания. Ребята и поют, и пляшут, и отыгрывают свои роли, причём делают это естественно. Основу постановок театра составляют обряды, потому мы активно задействуем обрядовую куклу. Предварительно её изучаем, детвора сама участвует в изготовлении. Так воспитанники театра максимально погружаются в атмосферу народного творчества.

- А как вы собираете материал для достоверного воспроизведения элементов обрядов?

- Благо сегодня для этого хватает специальной литературы. Раньше её было значительно меньше. При воссоздании народных костюмов разных эпох мы стараемся учитывать их территориальные особенности. Стоит сказать, что на областных выставках прикладного творчества наша коллекция костюмов, как и коллекция обрядовых кукол, не раз получала признание. 

- Нам с Татьяной Васильевной ведь посчастливилось также внести свою скромную лепту в сохранение местного фольклора, - подключается к разговору Дмитрий Иванович. - К примеру, большой пласт музыкального материала в своё время был записан в Савватеевке. Когда-то в селе жила Елена Сергеевна КОЗЛОВА. Несмотря на почтенный возраст, она сохранила потрясающую память. После того как однажды мы наведались к ней в гости, попили дома чая и разговорились по душам, Елена Сергеевна начала напевать композиции, которые когда-то пели её предки длинными вечерами при горящей лучине. Причём в песнях насчитывалось по двадцать и более куплетов. Мы приезжали к ней три раза, записывали песни на магнитофон, а позже расшифровывали. В результате она напела свыше ста народных песен. В 1996 году они легли в основу сборника фольклорных песен, изданного в Москве. К сожалению, Елены Сергеевны уже давно нет, но многие коллективы поют песни нашей савватеевской бабушки.

- Какими постановками театра вы больше гордитесь?

- Таких немало, - говорит Татьяна Васильевна. - Упоминания достоин и музыкальный лубок по мотивам «Мухи-Цокотухи», и «Федорино горе», и наша первая сказочная постановка «Снегурочка». Но с наибольшей теплотой я вспоминаю два уникальных проекта. Первый - «Картина русской свадьбы». Это большое действо со всеми обрядами и ритуалами, которое театр воспроизвёл во время празднования своего десятилетия. В постановке играли ученики, выпускники и даже родители. Ну и, конечно, «Вертеп». Мы воссоздали миниатюрную сцену, представляющую собой двухъярусный ящик, с помощью которого ещё в XVIII веке в Иркутской области рассказывали историю рождественской драмы. Когда мы в первый раз показывали постановку, у зрителей слёзы на глаза наворачивались. Многие артисты уже давно выросли, у них уже свои дети горохом под ногами бегают. Но когда выпускники навещают школу искусств, обязательно упрашивают: «Татьяна Васильевна, давайте «Вертеп» сыграем!» И ведь до сих пор слова помнят.

- А какую постановку ещё мечтаете создать?

- «Петрушку». Всё порываюсь, но сперва нужно сделать достойную куклу, а ещё приобрести пищик, чтобы голос Петрушки звучал как надо. Хочется, чтобы всё было согласно традициям.

- Наверное, непросто сегодня заинтересовать детей фольклором?

- Не то слово! - в вопросе на больную тему берёт слово Дмитрий Иванович. - Когда я в 1985 году пришёл работать в музыкальную школу, у нас на баяне играло порядка 80 ребят. Сейчас таких одиночек можно пересчитать по пальцам. Постепенно забывается домра, уходит в тень балалайка. Все повально хотят в эстраду и на гитаре играть. 

- Увы, наша страна пережила этап, когда мы с нарочитым пренебрежением относились к собственной истории, - добавляет Татьяна Васильевна. - Было время, когда ребята по-настоящему пугались выступать на сцене в народных костюмах перед своими одноклассниками. К счастью, сегодня такого почти не встретишь. Потихоньку мы начинаем разворачиваться лицом к подлинной русской культуре. И я очень надеюсь, что мы сохраним её для будущих поколений. Ведь если мы перестанем любить свои корни, то перестанем любить себя. 

Максим ГОРБАЧЁВ

Любовь ЗУБКОВА