Полвека с Ангарском. Вера ПАВЛОВЕЦ: «Этот город для меня начался с курантов»

Ангарские Ведомости

С Верой Илларионовной Павловец, директором городского музея, мы знакомы давно. Она - моя любимая учительница. Причём не преподаватель определённого предмета, а, можно сказать, учитель жизни.
Она первой начала разговаривать с нами, тогда 9-10-классниками ангарской школы №30, как со взрослыми. Вера Илларионовна была замдиректора по воспитательной работе, я - секретарём комсомольской организации школы. У нас был славный тандем и многое получалось! С тех пор прошло больше 35 лет. Мы встретились, гуляя по Ангарску, и она рассказала мне такие вещи, о которых раньше я не слышала.

Про куранты и конфеты
С городом нефтехимиков Вера Павловец (в девичестве Иванова) связана уже более 50 лет. И, что примечательно, её первое знакомство с ним началось именно с часов! В 1972 году, когда Вера с родителями приехала в Ангарск, на площади установили куранты.
- Не помню, какую они играли мелодию, но для меня это было как чудо. Мне казалось, что я попала на Красную площадь! Усилило впечатления от этого чуда ещё одно обстоятельство. Дело в том, что рядом с площадью Ленина был магазин «Алёнка». Конфетные полки шли от пола до потолка, их было огромное количество - и всё в шоколаде! Хорошие конфеты покупали нам редко, по праздникам. Основные лакомства - «дунькина радость» да карамельки «Снежок». Зато уж на Новый год, 1 и 9 Мая, 7 ноября «Петушок» и «Мишка на севере» были на столе.
В своём первом путешествию по Ангарску девчушка без конца крутила головой. Ей, жительнице забайкальских степей, казалось, что она плывёт по бескрайнему зелёному морю в городе.
- Я видела, что днём по городу едут поливальные машины, и мне казалось, что они с шампунем моют улицы. Сейчас я понимаю, что, наверное, мыли потому, что Ангарск - город химии, были выбросы от предприятий, их последствия и смывали, - вспоминает Вера Илларионовна.
На солнце эти брызги от машины образовывали искусственную радугу, которая казалась сказочной. Когда вечером возвращались домой, то ощущение сказки только усиливалось: весь город сверкал неоновой рекламой: «Соки», «Воды», «СССР - оплот мира!»… Даже в окошках швейной мастерской горели разноцветные неоновые лампы! А какие были дома, особенно в старой части Ангарска, - новенькие, будто с иголочки, ведь городу тогда было чуть больше 20 лет!
Маме Веры дали двухкомнатную квартиру в Юго-Восточном. Здесь в основном проживали работники завода ЖБИ, ТЭЦ и тепличного комбината.
- Какой же уютный был Юго-Восточный в то время! Комфортные и ухоженные, чистые улицы, постриженные кустарники, - вспоминает Вера Илларионовна. - Инфраструктура в духе советского времени: ателье и парикмахерские, поликлиники (детская и взрослая), хозяйственные и продуктовые магазины, кафе, столовые. Ангарск на заре своей юности остался в моей памяти ярким, позитивным и полным жизни.
Любимые места
Вера окончила школу №22 в том же Юго-Восточном, а продолжать учёбу собиралась ни много ни мало в театральном училище. Но судьба сложилась так, что наша героиня вместе с подружкой стала студенткой черемховского педучилища, известного тогда в Иркутской области своим высоким уровнем подготовки. Большинство выпускников после его окончания без труда поступали в пединститут. Вера была в их числе. А после вуза она переехала в 7 микрорайон и устроилась в школу №30, где мы и познакомились.
- Наш микрорайон был очень уютным, с зелёным уголком, где было множество деревьев, почти дендрарий, - с теплотой вспоминает о своём месте жительства Вера Илларионовна. - Здесь росли ёлки, черёмухи, яблони, посаженные строителями города, которые тут же и получали квартиры. Но сердце моё отдано старой части города, его улочкам.
Ещё одно место, про которое рассказала моя собеседница, - парк ДК «Нефтехимик», куда они девчонками ходили на танцы. Он запал ей в душу благодаря красивому ландшафту, ощущению праздника и ожиданию новых встреч. Сейчас многолюдные места уже меньше привлекают нашу героиню. Она часто ходит пешком по улице Октябрьской. Именно она дарит тёплые воспоминания детства и юности. Сюда они бегали подростками, потому что возле продуктового магазина стоял аппарат с безумно вкусной газированной водой.
Кстати, Октябрьская - первая улица Ангарска. Названа так строителями, которые 15 октября 1945 года высадились именно в этом районе. Официально название «Октябрьская» улице присвоили также в октябре, но уже 1951 года. Так что здесь связь не с Октябрьской революцией, а с десантом первостроителей. Протяжённость улицы - 1485 метров.
- Через Октябрьскую можно выйти на улицу Ленина, по которой я тоже люблю гулять. В сквере, где уже подросли недавно высаженные деревья, сижу на лавочке. Когда мы с мужем гуляем, то заходим в парк Победы, с удовольствие бродим по улице Пушкина или Олега Кошевого. Все эти старые улочки сохранили своё очарование, - дополняет свой рассказ Вера Илларионовна.
Гордость моего сада
58 квартал, где сейчас живёт Вера Павловец, тоже стал для неё любимым местом. Он уютный, чистый, и жители здесь особенные - неравнодушные, активные: быстро подхватили идею нашей героини благоустроить и украсить территорию вокруг дома.
- Когда я переехала в новую квартиру, мне захотелось сделать уютным и палисадник, ведь я живу на первом этаже и перед окном должен быть красивый пейзаж. Соседи тоже подключились, а потом весь околоток стал высаживать и кустарники, и цветы, и разные травки. Теперь весь наш квартал цветёт. А на моём участке представлены почти все деревья, что растут в нашем регионе: лиственница, сосна, две ели, пихта, три вишни, яблоня, черёмуха, облепиха, шиповник, калина, черноплодная рябина, смородина, белая и розовая сирень. Сейчас я посадила бульденеж. Это калина, которая цветёт белыми розами, она у меня прижилась только с третьего раза. Но гордость моего сада - дуб, который вырос из жёлудя! Сестра из Питера привезла жёлуди и два маленьких росточка мне подарила. Они сидели в горшках, и, когда началась зима, один росток я занесла домой, чтобы не замёрз, а второй посадила в землю - у нас там теплотрасса проходит. И что вы думаете? Тот, что был дома, пропал - ему не понравились домашние условия, а тот, что на улице, - принялся и вырос на четыре метра!
Дачи у Веры Павловец нет, потому что она всегда на работе. Но есть мечта развести в своём палисаднике гортензию. Пионы есть, марьин корень есть, хочется побольше многолетних растений, которые цветут дольше.
Дело, которое приносит удовлетворение
Следующий год у Веры Илларионовны юбилейный. Ей исполнится 65 лет, десять из них она работает в ангарском музее, а у музея тоже круглая дата - 55 лет!
- Празднование намечено на март, уже вовсю готовимся. За два года мы выиграли достаточное количество грантов, получили федеральную субсидию, средства на ремонт фондохранения. Много работы впереди, расслабляться некогда: юбилей - это повод хорошо потрудиться. К примеру, с 2008 года Музей часов не знал ремонта. Холл мы своими силами немного подремонтировали, а вот зал XVIII века хотим преобразить совершенно, чтобы антураж соответствовал той эпохе.
Я поинтересовалась у Веры Илларионовны, не устаёт ли она жить в таком ритме. Может, оставить такое хлопотное хозяйство, передать в другие руки?
- Устаю, конечно! Но сейчас я не могу бросить начатое. Я знаю, что новому человеку нужно будет втягиваться в этот ритм, с нуля погружаться в музейное дело, а у нас сложное хозяйство, раритетное, бесценное! Чтобы почувствовать, что ты уже директор, надо проработать хотя бы лет пять на этом месте. Да и понимаю, что работа - это то, без чего я просто не могу жить. Это мой дом и моё дело, которое приносит удовлетворение, даёт стимул к развитию, созиданию, не даёт стариться. А помогает мне во всём очень творческий, мобильный и работоспособный коллектив. В нашем музее нет тишины, здесь всё время что-то крутится и вертится.
Вера Илларионовна руководствуется девизом «Никто, кроме нас!». Кто, если не я и моя команда, рассуждает она. Узнаю свою любимую учительницу!
Светлана ФОМИНА
Любовь ЗУБКОВА