Теперь первоклашка. К чему готовиться родителям маленьких школьников

Ангарские Ведомости

Если рюкзак набит под завязку тетрадками и карандашами, учебники за неделю до Дня знаний заботливо распределены в школьной сумке и ваш ребёнок ежедневно уточняет, какое сегодня число, - поздравляем, вы доросли до родителей первоклассника.
Это только в песнях да книжках написано, что День знаний - весёлый долгожданный праздник. Но мы-то с вами люди взрослые, разумные и понимаем, что для пап и мам теперь начинается пора постоянных забот и волнений. О том, к чему готовиться родителям и какие изменения в поведении и психике ребёнка могут произойти на новом этапе его жизни, мы поговорили с психологом Анной ШАДРИНОЙ.
- Анна Александровна, 1 сентября для первоклашек и радостный, и волнительный день: ребёнок теперь ученик. А к чему готов вчерашний дошкольник, какие навыки должны быть развиты у детей к этому периоду?
- 1 сентября - особенный день не только для первоклашек, но и для их родителей. В этот день начинается новая глава в жизни ребёнка: он приобретает новый статус - статус ученика.
К чему ребёнок должен быть готов? Если мы говорим про интеллектуальную готовность, то это набор определённых навыков письма и счёта. Но главное - эмоциональная готовность, ведь ребёнок может испытывать разные эмоции: радость, волнение, страх. В это время важно помочь вашему школьнику разобраться в данных состояниях, поддержать и укрепить его эмоциональное благополучие, ведь начало школьной поры - это стрессовая ситуация: меняются привычная обстановка, коллектив, режим дня, появляются новые требования к маленькому человеку.
Ещё один из важных навыков, который необходим в этот период, - навык адаптации. Ваш первоклассник уже имеет определённый опыт взаимодействия с другими детьми (в детском саду, во дворе), теперь ему предстоит устанавливать новые контакты, с одноклассниками, и находить с ними общий язык.
Также важны навыки самообслуживания. В детском саду за ребёнка всё делал помощник воспитателя, а теперь юный школьник должен научиться следить за собой самостоятельно. К первому классу нужно научить ребёнка включать чайник, готовить себе простую еду: жарить яичницу, варить пельмени.
Ребёнок должен научиться самоуправлению. Что это такое? Это режим дня. Теперь он самостоятельно организует своё время: когда ему отдохнуть после школы, а когда сесть за уроки. Здесь и родители, и учителя играют важную роль в создании поддерживающей среды и помощи ребёнку в адаптации.
Я рекомендую родителям заранее, до 1 сентября, сходить в школу вместе с ребёнком, пройтись по коридорам, посмотреть, где находятся классы, столовая, туалет, чтобы ваш первоклассник пришёл на занятия как в знакомое учреждение и не терялся в его стенах от волнения.
Очень важно развивать и закреплять у первоклашки навыки контроля над эмоциями и поведением, и он уже способен контролировать своё состояние, именно поэтому физиологи посчитали, что с семи лет ребёнок может идти в школу.
- К чему должны быть готовы родители первоклассника? Как не перегрузить ребёнка излишней требовательностью, чтобы он не потерял интерес к учёбе?
- Чтобы не перегрузить ребёнка, родителям важно сохранять спокойствие. Ваше гармоничное состояние будет придавать уверенность школьнику. Приведу пример. С одной мамой мы прорабатывали так называемые ограничивающие убеждения. Иными словами, во всех ошибках ребёнка она винила себя: если мой сын или дочь получили двойку, значит, я плохая мать. Не стоит связывать успехи или неудачи ребёнка с тем, каким родителем вы являетесь. Говорите с ребёнком откровенно, интересуйтесь его симпатиями к тому или иному предмету, спрашивайте, какие умения он хотел бы получить в процессе учёбы. Можно поделиться своими воспоминаниями о том времени, когда вы были первоклассником. Нужно иметь реалистичные ожидания и помнить, что каждый ребёнок развивается в собственном темпе, не сравнивать его с другими детьми. Если вы начнёте это делать, у него будет снижаться самооценка. Нельзя говорить: «Вот посмотри, Ваня пишет ровные буквы, лучше читает…» и так далее. Дайте ребёнку время адаптироваться к новой среде и не переоценивайте его возможности. Дома нужно создать поддерживающую доброжелательную и развивающую обстановку.
Важно установить режим дня. Составьте его сами или скачайте в интернете - пусть ребёнок придерживается этого расписания и учится себя контролировать.
Если вы несильно загружены, постарайтесь активно участвовать в жизни школы - это поможет вам установить контакт с педагогическим составом школы. Посещайте родительские собрания, встречи с учителями, другие мероприятия - так вы будете в курсе происходящего. И, конечно, помните, что вы должны следить за эмоциональным благополучием маленького школьника и быть ему поддержкой.
- Если вдруг будут случаться срывы и капризы у первоклашки, как реагировать, как помочь ему?
- Позвольте ребёнку выражать эмоции. Иногда он может заплакать, может тревожиться - к этому нужно быть готовым. Самое главное, поздравляйте школьника с достижениями. Есть такой принцип «зелёной пасты». Нам всем в школе поправляли ошибки красной пастой, тем самым акцентировали их, а принцип «зелёной пасты» заключается в том, что ею отмечают достижения и удачи в выполненном задании, подчёркивают успехи ребёнка. Нужно предлагать ребёнку исследовать новые темы, отвечать на его вопросы. Самое главное - не оказывать давления.
Будьте готовы к тому, что капризы и срывы будут обычным явлением, так как дети осваивают новую для них среду, у них появился новый социальный статус, они сталкиваются с разными эмоциональными и социальными вызовами. Будьте терпеливыми. Если начнёте срываться вы, ребёнку будет гораздо хуже. Позаботьтесь о чувствах малыша, не оскорбляйте его и не потакайте его срывам. Мальчику нельзя говорить: «Ну что ты хнычешь, как девчонка?» Нужно внимательно выслушать ребёнка, позволить ему выразить свои эмоции, подчеркнуть: «Я вижу, что ты сейчас злишься» или «Я вижу, что ты расстроен». Проговаривайте чувства, которые испытывает ребёнок, и выражайте понимание.
Учите ребёнка эмоциональной саморегуляции. Иными словами, навыкам управления своими эмоциями. Здесь можно использовать дыхательные упражнения, разговоры о чувствах. Можно попробовать психомышечную релаксацию, которая учит ребёнка вовремя расслабляться. Стоит и самому взрослому быть ролевой моделью для ребёнка и показывать на личном примере, как решать проблемы без срывов и капризов.
Некоторые родители используют кнут и пряник. Лучше используйте поощрения. Это эффективный способ мотивировать ребёнка к позитивному поведению. Поощряйте малыша, когда он справляется с трудностями, когда находит альтернативные способы выражения своих эмоций. Учите ребёнка контролировать свой гнев и раздражение, не задевать чужое самолюбие и не оскорблять человека. Объясните, что капризы и срывы не являются приемлемыми способами решения проблемы - выполнять домашние задания всё равно придётся. Учите ребёнка разумно и позитивно относиться к трудностям, спокойно искать выход из ситуации, находить альтернативы.
- Как правильно спланировать день школьника, чтобы соблюсти баланс отдыха и учёбы?
- Составьте с ребёнком режим дня. Нужно, чтобы он включал в себя учёбу, отдых, физическую активность и сон. Это придаст ощущение стабильности. Нельзя затягивать время приготовления уроков допоздна, ни в коем случае не используйте время сна ребёнка для учебных занятий, потому что до полуночи восстанавливается нервная система человека. Если вы будете сами в это время бодрствовать и заставлять ребёнка делать уроки, так недалеко и до нервного срыва и нарушения режима сна. Нередки случаи, когда вернуться к нормальному ритму возможно только с помощью доктора, когда тот выписывает медицинские препараты. Поэтому необходимо разделять время для отдыха и расслабления и делать перерывы между занятиями. Важно, чтобы у ребёнка было какое-то хобби, любимое увлечение. В то же время излишняя заорганизованность, куча кружков и дополнительных занятий в течение школьной жизни приводят к тому, что, повзрослев, подросток не понимает, чего он хочет, потому что вся его жизнь была расписана старшими.
Обязательно должна быть физическая активность, которой современные дети в большинстве случаев лишены, поскольку непрерывно сидят в гаджетах. Гуляйте вместе, играйте, занимайтесь спортом.
Сейчас у детей всё чаще встречаются синдром дефицита внимания и сложности в развитии, поэтому не пренебрегайте здоровьем ребёнка. Тем более это касается первоклассника, у которого стресс запросто может перейти в психосоматику.
Также важно установить ясные правила и ограничения, и они должны быть одинаковыми для всех членов семьи. Если сегодня вы ребёнку что-то разрешили сделать, а завтра запретили, получается, что вы используете противоречивый метод воспитания. К чему он приводит? К тому, что ребёнок становится тревожным. Поэтому у всех членов семьи должны быть единые правила и требования к ребёнку. Он должен понимать свои границы и какие поведенческие нормы следует соблюдать.
- Анна Александровна, если по каким-то причинам ребёнок не понимает тему или предмет ему даётся нелегко, как поговорить с малышом, какие найти слова?
- Ещё раз скажу: будьте терпеливыми. Бывает, что разъяснить тему вашему ученику нужно несколько раз. Помните, что каждый ребёнок учится в своём темпе. Приведу вам такой пример. Известный изобретатель Эдисон, будучи школьником, передал как-то маме письмо от своего учителя, которое она зачитала со слезами. В нём говорилось: «Ваш сын гений, а эта школа слишком мала для него, и здесь нет учителей, способных вашего одарённого сына чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами». Прошло время, мамы не стало, и однажды, перебирая семейные архивы, Эдисон, который уже был крупным изобретателем, наткнулся на это письмо. Каково же было его удивление, когда на том самом листе бумаги он прочёл: «Ваш сын умственно отсталый, мы не можем больше учить его вместе со всеми, поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно». Его совершенно сразил этот факт, и тогда он записал в своём дневнике: «Томас Эдисон был умственно отсталым ребёнком, но благодаря своей героической матери он стал одним из величайших учёных своего времени».
О чём говорит этот пример? Учёба в школе важна, но ещё важнее эмоциональная связь в семье, когда родители являются адвокатами своего ребёнка. Неважно, криво или прямо пишет чёрточки ваш малыш, понимает или нет предмет, для него родители всегда рядом и всегда придут на помощь.
Кроме того, можно обратиться к учителю и установить с ним контакт, чтобы помочь ребёнку понять трудный предмет и получить дополнительную поддержку от педагога.
Одним словом, сравнивайте ребёнка только с самим собой и давайте ему понять, что учёба без трудностей невозможна.
- Ваши пожелания родителям и первоклассникам.
- Родителям ещё раз пожелаю терпения и мудрости. Первоклассникам желаю быть открытыми к новым знаниям. Желаю новых впечатлений, не стесняться задавать любые вопросы. Важно помнить и знать, что результат не приходит мгновенно, можно ошибаться и исправлять свои ошибки. В добрый путь!